Одиннадцатого февраля Нацбанк Казахстана сообщил о решении отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне, снизить объемы валютных интервенций и сократить вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге. Новый равновесный курс установлен на уровне 185 тенге за доллар США (плюс-минус три тенге).
Выступившие на брифинге СЦК заместитель Премьер-Министра РК, министр финансов Бахыт Султанов и министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Ерболат Досаев разъясняли причины и возможные последствия этого решения.
— Национальным банком произведена девальвация национальной валюты на 20%. Изменение курса тенге — следствие влияния процессов, которые происходят в мировой экономике, — говорил заместитель Премьер-Министра РК, министр финансов Бахыт Султанов. — Процессы девальвации присущи некоторым соседним странам, в частности, одному из наших крупнейших партнеров — Российской Федерации. Снижение курса рубля, конечно же, негативно влияет на конкурентоспособность наших товаров.
Бахыт Султанов заверил, что на заявленный Правительством уровень инфляции изменение курса тенге влияния не окажет. Правительство проведет должную работу, чтобы сохранить инфляцию на уровне 6-8%.
В свою очередь министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Ерболат Досаев добавил, что уровень останется прежним, и никаких предпосылок для его изменений пока нет.
По данным Бахыта Султанова, основные доходы населения сегодня поступают в тенге, но и расходы также происходят в национальной валюте.
— У нас по основным видам продуктов питания внутренняя обеспеченность сегодня порядка 85%, поэтому, конечно, могут быть спекулятивные устремления некоторых поставщиков, но мы будем проводить работу по сдерживанию инфляции, в том числе — и за счет стабилизационных фондов, чтобы не допустить роста цен, -заявил он.
Заместитель Премьер-Министра подчеркнул, что казахстанские производители товаров в результате девальвации получат шанс стать более конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.
— Экономика Казахстана не может обособляться и закрываться от тех процессов, которые происходят в мировой экономике, а с точки зрения конкретного владельца сбережений, он должен ожидать эти процессы (девальвацию) всегда.., иметь мультивалютную корзину с превалированием той валюты, в которой вы больше тратите, — подчеркнул Бахыт Султанов.
***
На брифинге СЦК 12 февраля руководитель Национального банка разъяснял изложенные в специальном заявлении причины столь резкого и одномоментного изменения курса тенге. Кайрат Келимбетов подчеркнул, что решение принималось специальным комитетом, в полном соответствии с законодательством республики, на коллегиальной основе. Заключительные консультации с Правительством страны, по его словам, проводились в условиях, когда «озабоченность уровнем золотовалютных резервов переросла в очень конкретную проблему».
— К этому мы шли упорно уже целый год. Потратили миллиарды долларов на валютные интервенции. Избежать этого было нельзя, — констатировал Кайрат Нематович. — После всей этой аналитической работы принято решение, что равновесным курсом является 185 тенге, и мы его будем защищать. В этой связи считаем, что потенциал спекулятивных девальвационных ожиданий исчерпан, и предполагаем, что ситуация стабилизируется вокруг курса 185 тенге. Глава Нацбанка убежден в том, что Казахстан — одна из первых стран, в которой монетарные власти адекватно отреагировали на изменения внутренней и мировой финансовой ситуации.
Помня претензии к прошлой девальвации, когда говорили о том, что о предстоящем кто-то знал заранее и заработал на этом, нынешнюю корректировку решили провести одномоментно. Так, по словам главы банка, «честнее и справедливее».
Кайрат Келимбетов решительно опроверг слухи о том, что скоро последует вторая девальвация, назвав разговоры об этом провокационными: «Задел прочности создан, у нас есть силы и средства, чтобы его защищать».
При этом Кайрат Нематович по-прежнему советует казахстанцам хранить свои сбережения в тенговых депозитах, сказав, что предусмотрен ряд мер, которые помогут снизить высокую «долларизацию» экономики, которая за последний год выросла до 40%. Удельный вес депозитов населения в иностранной валюте составил 45%.
При этом общий объем денежных вкладов населения в казахстанские банки за 2013 год вырос на 15%. Кайрат Келимбетов расценивает это, как важный показатель роста доверия населения к финансовому и банковскому секторам.
Отвечая на вопросы журналистов, Кайрат Нематович рассказал о некоторых мерах, которые будут предприняты в ближайшее время.
Сейчас проходит обсуждение проекта закона о банкротстве, после принятия которого эта процедура будет значительно упрощена. А, вообще, банкротство бизнеса, оказавшегося нерентабельным, явление, как показывает мировая практика, неизбежное. Другое дело, что проводить его следует с минимальными издержками для людей, задействованных на данных объектах бизнеса и для банков, где потенциальный банкрот брал кредиты.
За два последних года объем потребительских кредитов вырос на 100%. Этот «портфель» составляет 16 % от общего банковского. Проблема в том, что 31 % потребительских кредитов являются неработающими (по ним проценты не выплачиваются в течение 90 дней), а в перспективе высок риск их перехода в невозвратные.
— По числу проблемных кредитов мы в числе мировых лидеров. В наших банках «спят» 4 трлн. тенге. В развитых странах, в число 30 которых мы стремимся попасть, удельный вес таких кредитов не превышает трех-пяти процентов. Если банки закрывают на это глаза, то приводит к социальной напряженности. Проблему надо решать системно, — так Кайрат Келимбетов разъяснял поручение Президента страны: «разобраться с банковскими кредитами».
В прошлом году в целом по стране количество ипотечных кредитов выросло. Но есть банки, которые, по словам Кайрата Келимбетова, «обжегшись на невозврате», отказались это делать. Это их право. Глава Нацбанка считает, ипотечный кредит по определению должен быть доступен только наиболее обеспеченным слоям населения. Они всегда дороги. И не надо путать ипотеку с программами доступного жилья, на которые должны сегодня ориентироваться казахстанцы.
Председатель Нацбанка считает, что эти и другие меры повысят эффективность денежно-кредитной политики в целом.
Кайрат АБЕНОВ.
Нина МИТЧИНОВА.