Из племени трудоголиков

003-6-3Рядом с нами
При одном только упоминании о войне Владимир Петрович Викторов меняется в лице, становится до неузнаваемости замкнутым. В такой момент, выдала тайну супруга, лучше с ним не разговаривать. Погружается в воспоминания о далеком прошлом, места себе не находит. И понять его можно.
В первый день Великой Отечественной отец ушел на фронт, оставив на попечение любимой семерых малолетних детей. Там, под Москвой, где шли ожесточенные бои, вскоре глава большого семейства пал смертью храбрых. Получив похоронку, убитая горем мама сутками обливалась слезами, теряла сознание, а, придя в себя, с болью в душе глядела на осиротевших детей и причитала: «Как выжить, как мне одной поднимать их на ноги?..».

Володе в то время шел тринадцатый год. За плечами шесть классов образования.

— Мы, дети войны, рано взрослели, выросли в нужде, испытали на своих хрупких плечах все «прелести» тяжелого физического труда, — делился Владимир Петрович. — Наше семейство обитало в селе Александровка Татарской АССР. Эта территория считалась глубоким тылом. Именно здесь, в колхозе им. М. Фрунзе, и началась моя трудовая биография. Время было не простое, в хозяйстве не хватало рабочих рук. Помогал маме по хозяйству, днями напролет пропадал в поле. Вместе с одногодками пахали и сеяли на лошадях. Когда поспевали хлеба, женщины рожь, пшеницу жали серпами вручную, вязали снопы и складывали в копны. А мы потом их свозили и скирдовали. Обмолачивали снопы зимой стационарной машиной. Трудились много, а жили холодно и голодно. Воюющая армия нуждалась в продовольствии. И каждый находящийся в тылу считал своим долгом хоть чем-то, да помочь бойцам. Поддерживали красноармейцев и морально. Помню, как по вечерам собирались женщины, старики, дети и при тусклом свете керосиновой лампы писали письма мужьям и братьям, солдатам-землякам, делились сельскими новостями, сообщали сколько посылок с теплыми вещами отправили в ту или иную воинскую часть.

Подошел черед и Владимиру встать под ружье. В конце 44-го прошел в г. Ульяновске четырехмесячные курсы по подготовке бойцов-пехотинцев. Добрым словом вспоминает командира учебного батальона, Героя Советского Союза, капитана Борисова. Боевой офицер был строг, отслеживал, как младшие командиры готовили молодое пополнение для фронта. Учил новобранцев правилам ведения стрельбы из личного оружия по появляющимся и движущимся целям.

В начале марта 45-го наши войска уже были на подступах к Берлину. И выпускников учебного подразделения вместо фронта направили охранять военнопленных фашистов, работающих на угольных шахтах Караганды, Донбасса, Кузбасса. Отличник боевой подготовки Владимир Викторов обучался в военно-политическом училище г. Калининграда. Молодой лейтенант командовал взводом управления полка. В подразделении на должном уровне поддерживалась воинская дисциплина, весенние и осенние учебные проверки подчиненные сдавали на «отлично».

В 1958 году по постановлению правительства прошло сокращение Советской Армии на 1,2 млн. человек. Не раздумывая, Владимир Петрович собрал чемодан и махнул к родственникам в наш край. В тресте «Кокчетавстрой» его определили начальником ЖКО. Занимался устройством быта строителей, с его непосредственным участием укреплялась социальная сфера объединения. Вводились в действие рабочие общежития, дошкольные учреждения для детей, оздоровительные комплексы. В первые годы целины ЖКО было своего рода пересыльным пунктом по приему и отправке в районы области первоцелинников.

Энергичного, преуспевающего коммуниста Викторова горком партии направлял на разные участки хозяйственной работы: заведующим мастерскими УМР «Кокчетавстрой» по ремонту грузоподъемной и землеройной техники, дежурным механиком автобазы и т.д. Техник-технолог проявил себя грамотным специалистом и на заводе КДА (ТОО «Тыныс»), где в перестроечный период занимался регулировкой токарных станков с программным числовым управлением.

За заслуги перед Отечеством труженик тыла удостоен ордена Отечественной войны второй степени, девяти медалей.

Здесь, на целине, встретил свою возлюбленную. Лидия Петровна, как и супруг, в юные годы тоже хлебнула горя, испытала много неприятного, тяжелого.

— Нас у родителей было пятеро, — рассказывала собеседница. — Жили в рабочем поселке Новая Тимофеевка Карагандинской области. Родители по двенадцать часов работали на шахте, оставляя нас одних дома. Помню, всегда хотелось есть, а в доме временами кроме воды ничего не было. Ели все, что попадало под руку: коренья растений, лебеду, ботву свеклы. Ухаживала за коровой, помогала маме, чем могла. Порой даже самой не верится, сколько пришлось перекидать и перенести тяжестей неокрепшими руками на шахте, подхозе. Вот тогда-то все чаще стала задумываться, что надо учиться, получать профессию. Поступила в педучилище, крохотной стипендии не хватало даже на самое-самое. У мамы тоже не было возможности помогать — дома еще четверо сидели, и их тоже при мизерной зарплате надо было кормить и одевать.

Лидия, привыкшая к любому труду, успевала и учиться хорошо, и подрабатывать. Так вот и карабкалась сама по жизни до окончания училища.

Серьезно заболела и пришлось на время оставить работу в детсаде. А после выздоровления поступила в Карагандинский мединститут. Получив хорошие теоретические знания и практические навыки самостоятельной работы, она сразу же пришлась, как говорят, ко двору в Кокшетауском тубдиспансере, которым руководил доктор меднаук Конратбек Курманбаев. Человек открытой и большой души узрел в молодом специалисте особый дар врачевателя. После беседы направил Лидию Петровну участковым фтизиатром г. Кокшетау. Как водится, следил за ее работой, помогал советами и делом. По прошествии времени она стала правой его рукой — заместителем главврача по лечебной работе. Благодаря стараниям этих двух известных специалистов и других врачей на базе тубдиспансера была организована республиканская школа передового опыта по внедрению новых методик лечения туберкулеза.

—  Двадцать девять лет, как один день, пролетели незаметно, — делилась Лидия Петровна. — С благодарностью вспоминаю своих наставников и тех, с кем довелось возвращать к полноценной жизни пациентов. Ушла на заслуженный отдых. Ав прошлом году главврач Айман Темирханова при встрече сказала:

— Лидия Петровна, надо еще поработать. Планируем создать в медучреждении музей фтизиатрии. Приглашаем Вас, знающую историю и трудовой путь коллектива, возглавить эту работу. Соглашайтесь…

Владимир Петрович и Лидия Петровна Викторовы по образу жизни — трудоголики. Все лето пропадают на даче, любовно ухаживают за землей и получают на ней отменные урожаи огородной витаминной продукции.

Иван ПЕРЕРВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

г. Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также