Восстанавливая историю своего рода, люди нередко делают интересные открытия. К примеру, нынче отмечается 400-летие российской царской династии Романовых, а вот 100 лет назад в торжествах по случаю 300-летия этого события принимала участие большая делегация из Казахстана, среди которой были и наши земляки. Об одном из них повествует это письмо в редакцию.
— Хочу рассказать о своем деде, Сорокине Якове Филипповиче, который верноподданно служил Отечеству, и сто лет назад, в 1913 году был награжден медалью, где высечено в стиле тех времен: «Въ память 300-летія царствованія Дома Романовыхъ».
Из всех наград моего героического деда только эта медаль чудом сохранилась. Я помню с детства фотографии дедушки Якова — бравый казак, вся грудь в медалях и крестах. Но где они, увы, нам неизвестно, остался на память лишь один его портрет, который находился непосредственно у нас. Моя мама берегла его как семейную реликвию и заново восстановила еще в 60-тые годы прошлого столетия.
Судьба моего дедушки трагична, как и многих, попавших в водоворот истории. Он родился в 1883 году в станице Ново-Хопёрская на Кубанщине, был потомственным кубанским казаком. Сейчас уже трудно сказать, в каких именно сражениях он участвовал, но его награды свидетельствуют, что получал их Яков Сорокин не зря. Точно известно, что он вместе с другими кубанцами принимал участие в Русско-японской войне 1905 года, после чего с отрядом казаков был отправлен в казахские степи на укрепление рубежей. Здесь же он женился на польской переселенке Татьяне Лазебной и уже в Казахстане, на этой благодатной земле в их семье родилось восемь детей. Они развели добротное хозяйство, казалось, жизнь налаживалась, и ничто не предвещало ни беды, ни каких-либо трагедий.
Но вдруг произошла Октябрьская революция, а затем началась страшная братоубийственная гражданская война и вскоре ничего не осталось от устоев прежней жизни. Хотя, конечно, это произошло не сразу. В первые годы Советской власти на окраинах империи еще жизнь шла по инерции и Яков Сорокин, пользовавшийся авторитетом в своем селе Покровка, в 1922 году даже избирался в члены сельского совета, о чем недавно нами найдены подтверждающие документы в областном архиве — протокол выборов Покровского сельсовета Атбасарского уезда от 23 июля 1922 года и анкетный лист от 16 декабря 1922 года, заполненный и подписанный собственноручно моим дедом.
До сих пор остается тайной, почему и за что однажды ночью 1928 года в дом Сорокиных пришли, как называли их тогда «уполномоченные», и увели главу большого семейства. Но именно с той зловещей ночи и сгинул навечно наш дед, и никто и никогда ничего так и не объяснял семье о судьбе Якова Сорокина. Так моя бабушка осталась одна со своим большим семейством. Не дождавшись кормильца и страшась за судьбу своей семьи, она с помощью своих старших сыновей бежала аж на Дальний Восток, где вырастила и достойно воспитала своих детей. Там же мой папа, родом из Казахстана, проходя воинскую службу на Дальнем Востоке, повстречался с Сашенькой Сорокиной, своей землячкой, женился на ней и после войны увез ее на родину в Кокчетав. В скором времени сюда переехали все мамины родственники, и с той поры по сей день многочисленные потомки Якова Филипповича Сорокина проживают в Акмолинской области.
Нашу семью всегда волновала судьба легендарного для родни деда Якова, но все поиски в архивах самых разных инстанций ничего не дали. Так и пропал безвестно герой-казак в пучине революционных страстей. Единственное, что осталось нам на память о нем — вот эта эксклюзивная юбилейная медаль «300-летия Дома Романовых», которая воссоздает сегодня те памятные страницы из героической истории предков.
Альбина БАНКОВСКАЯ.
На снимке Яков Филиппович Сорокин. Фото из семейного архива.
г. Кокшетау.