Золотой фонд страны
Крупный политический и общественный деятель, бывший руководитель Советского Казахстана Жумабай Шаяхметов родился в 1902 году в бедной крестьянской семье в ауле № 1 Борисовского района Омской области. В 1913 году Ж. Шаяхметов закончил Шербакульскую начальную школу Борисовского района, в 1917 году — Полтавское районное двухклассное казахско-русское училище Омской области.
Формально его образование на этом заканчивается, если не считать обучения в Восточном институте им. Нариманова в Москве при МГУ, где Жумабай обучался всего один год.
Его трудовая деятельность начинается с 1919 года в родном ауле, где он работал учителем в школе. Однако, вскоре школа закрылась ион уехал в Казахстан. Жумабай Шаяхметов выдвинулся в лидеры благодаря обстоятельствам и личным качествам.
В 1919-1926 г.г. он занимает должность секретаря Текинского волостного исполнительного Комитета Главного политического управления (ГПУ). В 1926-1928 г.г. Шаяхметов занимается делопроизводством в бедняцкой организации «Косшы» в Петропавловском округе.
Если забегая вперед, перечислить ступени роста Шаяхметова, то надо отметить, что в 1928-1938 годах он работает заместителем начальника управления НКВД по Северо-Казахстанской, затем по Алма-Атинской области. В 1938-1939 — избирается третьим, 1939-1946 — вторым и в период с 1946 по 1954 годы — первым секретарем ЦК Компартии большевиков Казахстана.
На III-м пленуме ЦК в 1939 году Ж. Шаяхметов в своем выступлении довольно убедительно, на наглядных примерах показывает низкий уровень массово-политической работы на местах. В частности, он сказал: «У нас имеется неправильное отношение к кадрам, незнание их. Учет, наличие, а тем более движение этих кадров настолько запущены, что даже областные организации не знают и на вопросы ЦК дают самые противоречивые сведения. Текучесть неимоверная. Если такая текучесть будет продолжаться, мы не в состоянии будем готовить кадры».
Великая Отечественная война стала большим испытанием и для него — второго секретаря ЦК. В эти годы Шаяхметов отвечал за общую координацию партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, хозяйственных органов и предприятий по перестройке работы на военный лад.
Вместе с первым секретарем ЦК Н. Скворцовым ему приходилось размещать на территории Казахстана эвакуированные заводы и фабрики, налаживать их производство.
В Казахстане производилось огромное количество цветных металлов для нужд оборонных заводов, в особенности алюминия и свинца. Нужно отметить, что семь из десяти пуль, поставляемых на фронт, были произведены у нас.
Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции и объемы ее отправки на фронт, к чему Шаяхметов имел самое прямое отношение. Об этом свидетельствует врученная ему премия Государственного комитета обороны и Переходящее Красное Знамя.
Осенью 1941 года с Украины пришел эшелон с детьми. Шаяхметов обратился к алма-атинцам с призывом принять детей, так как государству было не под силу взять их на содержание. Он сам по согласию жены Майнур усыновил трехлетнего украинского мальчика Владимира Малько. На следующий день всех прибывших детишек разобрали.
Шаяхметов как мог радел за свой народ. К 1943 году эхом откликнулся голодомор 1931-1933 годов: в Казахстане уменьшилось число годных для армии граждан. Казахское население переживало демографический кризис. Он сумел обрисовать Сталину эту проблему и попросил направлять часть мобилизованных казахов не на фронт, а чернорабочими на заводы цветной металлургии и другие предприятия тяжелой индустрии.
Д.А. Кунаев, человек весьма сдержанный на оценки, отмечал особый организаторский дар Шаяхметова, который «строго контролировал ход выполнения своих указаний отделами ЦК и руководителями министерств и ведомств. Под его руководством еще более высокими темпами стала развиваться экономика Казахстана в послевоенные годы».
Жумабай Шаяхметов был из тех людей, о ком говорят: «горит на работе». Его дочь, Алма Жумабаевна, в книге «Глазами дочери» пишет: «У папы был очень напряженный рабочий день, продолжительностью 13-15 часов. К 9 часам он уезжал на работу и возвращался домой к 6 часам вечера. После ужина он ложился спать, а в половине 11 ночи я его будила, и он снова ехал на работу — до трех-четырех часов ночи. А на следующий день снова на работу к 9 часам. И так в течение шести дней…»
Ж. Шаяхметов спас от гибели МухтараАуэзова, над которым навис дамоклов меч НКВД. Отправил его на время в Москву. Мухтар Омарханович устроился преподавателем в МГУ. Пока Шаяхметов не дал ему отмашку: дескать, можно возвращаться домой.
Кроме того, он сумел вывести из-под «удара» Каныша Сатпаева, вовремя спровадив его в Москву, где тому какое-то время пришлось вести преподавательскую работу в вузе.
В последующем Ж. Шаяхметов вручил Сатпаеву ключи от Академии наук. Шаяхметов предложил создать в Алма-Ате Женский педагогический институт на полном государственном обеспечении. И такой институт, аналога которому не было, с одобрения Сталина был открыт в том же 1944 году.
Несмотря натяжелейшие военные и послевоенные годы, при Шаяхметове был открыт Шымкентский химико-технологический институт, Алма-Атинский институт иностранных языков. При нем распахнули свои двери Казахская консерватория, состоялось открытие Театра юных зрителей.
После войны Скворцова отозвали в Москву и на хозяйстве в Казахстане остался Шаяхметов. Вся тяжесть послевоенных лет легла на плечи первого секретаря ЦК Компартии Казахстана.
Сталин любил Шаяхметова, называл его «Орлом Востока». Он настоял, чтобы Шаяхметова избрали председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Должность, в общем-то, декоративная, но авторитет Шаяхметова никак неумаляющая.
Н. Булганин однажды попросил Сталина назначить Шаяхметова Союзным министром. Сталин не согласился: «Пока не будет ему замены, Казахстан без Шаяхметова не оставлю…».
При Сталине не планировалось крупномасштабное освоение целины без соответствующей подготовки. На это нужны были время и накопление ресурсов. Но не прошло и четырех месяцев со смерти Сталина как Н. Хрущев в снег и пургу объявил немедленный поход на целину.
Так, уже в 1954-1955 годах было решено поднять 6,3 млн. гектаров целины. Хотя Казахстан планировал приступить кэтой работе только в 1955 году и освоить в течении 4-5 лет 2,5 млн. гектаров.
В результате возникшего на этой почве противостояния с Н. Хрущевым Ж. Шаяхметов был объявлен руководителем, отставшим от времени, не способным управлять в современных условиях.
Когда его освободили от должности первого секретаря ЦК Компартии республики, он съехал с казенной квартиры с двумя чемоданами, в которых уместилось все нажитое с Майнур добро. Но он не придавал этому особого значения, главным своим богатством он считал детей и внуков.
Шаяхметова снимают с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, оправляют в Южно-Казахстанскую область на должность первого секретаря обкома. Верный партийной дисциплине, он добросовестно проработал на этой должности до мая 1955 года. Однако, его здоровье резко ухудшилось. Врачи установили диагноз: злокачественная опухоль мозга. В 1957 году он перенес операцию по удалению опухоли, после которой некоторое время проживал в Москве.
У Музафара Даирова, министра хлебопродуктов, навестившего в Москве отставного Ж. Шаяхметова, на глаза навернулись слезы, когда увидел, как бедствует бывший первый руководитель Казахстана в однокомнатной квартире со старой мебелью из посольства. У четы Шаяхметовых — поношенная одежда, оба болеют.
Дети привезли Ж. Шаяхметова позже в Алма-Ату, здесь он умер в октябре 1966 года. Лишь скромная табличка на доме, где он жил в центре города, напоминает о нем потомкам. На его могиле установлен скромный памятник.
Такая вот советская традиция предавать забвению заслуженных людей, руководителей первых рангов Казахстана. В Казахстане нет улицы, школы и других объектов, носящих имя Ж. Шаяхметова.
Шаяхметов не попал в вышедший в 1980 году «Советский энциклопедический словарь», состоящий из 80 тыс. статей. Первые секретари обкомов партии в нем есть, а первого секретаря ЦК партии нет. Между тем, «Британская энциклопедия» 1967 года уделила несколько строк Казахстану и Шаяхметову.
Бывший глава Правительства Казахстана Байкен Ашимов на научно-практической конференции в Алматы, посвященной 100-летию Жумабая Шаяхметова коротко и ясно сказал: «Ради объективности надо отметить, что особенно велика его роль в подборе и воспитании кадров, в выдвижении на руководящие посты по деловым качествам. При нем казахи перестали считаться с делением нажузы, племена и роды».
В то же время нельзя не сказать и о том, что ЦК КПСС и Советское правительство в свое время по достоинству оценили труд Жумабая Шаяхметова, наградив его тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «В память 800-летия Москвы» и другими наградами. Жумабай Шаяхметов был человеком незауряднм, истинным патриотом своей страны.
Каирбек ЕРГАЛИЕВ,
ветеран труда.