В последнее время в СМИ появляется все больше информации о фактах детской жестокости . «Почему же так случается?», — задаемся мы вопросом. — «Кто в этом повинен?». Полное безразличие к чужим страданиям, моральным и физическим становится одним из распространенных пороков подрастающего поколения.
Конечно, дети не рождаются злыми и жестокими, а вот то, какими они станут, зависит в первую очередь от семьи. Вспомните, как мы воспитываем своего ребенка. У нас уже есть некоторый опыт: опыт нашей родительской семьи, так меня воспитывали папа и мама. Сколько есть родителей, которые воспитывают своих детей, казалось бы в строгости, но при этом употребляют нецензурную брань, могут позволить себе словесно унизить ребенка: «Да, ты, посмотри на себя, ты ни на что не годишься, многого хочешь, кто ты такой, чтобы что-то решать?» И сколько родителей лишают ребенка возможности выражать свои негативные эмоции и переживания: «Не плачь!», «Не смей психовать», это делать запрещено, потому что в нашей семье все должно быть хорошо. Только, зачастую, это внешнее благополучие. Есть дети, которые на примере родителей видят цинизм и скептицизм по отношению к школе, к друг другу, государству, миру. Не обязательно говорить об этом вслух, они отлично считывают наши невербальные сигналы, читают по лицу то, о чем мы «не говорим». Мы приходим с работы голодные, уставшие, после скандала с начальником и… срываемся на близких людях. Либо откупаемся от детей деньгами ли, подарками, уступками в правилах распорядка дня, только чтобы не отвлекали от домашних дел, не беспокоили лишними вопросами. А сфера воспитания ограничивается проверкой дневника и контролем за выполнением уроков.
Сомневаюсь, что ребенок искренне и с жаром обсуждающий с мамой и папой беспокоющие его вопросы, тот кому не страшно рассказать о наболевшем и поделиться впечатлениями от увиденного и прочитанного, у которого есть увлечения и широкий круг интересов может стать наркоманом или преступником. Мы, конечно, делаем это, но обычно от случая к случаю: сегодня я его воспитываю, а завтра очень устал и это может подождать до завтра. Нет, не может! Воспитание — это систематический, постоянный и упорный труд и обязанность каждого уважающего себя родителя. Нам необходимо объяснять детям, что значит жестокость, почему нельзя поднимать руку на ближнего, оскорблять его словесно, смотреть свысока.
В раннем возрасте, когда малыш только пробует свои силы, дергает маму за волосы и бьет кулачками, это еще не детская жестокость, в итоге он ждет реакции на совершенные им действия. Мы приучаем ребенка к тому, что родителю больно и так не следует поступать.
В подростковом возрасте для детей важна социализация. Они начинают отдаляться от родителей, проигрывают новые для них роли, объединяются в компании сверстников, где присутствуют общие интересы. Они вместе мечтают, что-то придумывают, гуляют. И, как в любой социальной группе, в подростковых группах есть своя иерархия. Случается, что дети становятся объектами насмешек, порой и откровенных издевательств. Предположим, в типичный класс со своими лидерами и неудачниками приходит новенький, который по каким-то причинам, отличается от ребят: выглядит или говорит не как все. И вот, травля началась — обидные слова, клички, тычки и толкания, все это может медленно, но верно «уничтожить», не в физическом, так в духовном плане, хотя еще не известно, что страшнее. Тому пример, всем нам хорошо известный фильм Ролана Быкова «Чучело». Случиться же подобное может не только в школе, это может произойти во дворе, спортивной секции, в той социальной группе, которая важна для ребенка. И здесь, в полной мере, может проявиться скрытая до сих пор агрессивность. Часто это отражение того, как относились к нему окружающие. А конкретно-взрослые, значимые для детей люди, обычно это родители.
И, чтобы не пришлось постоянно следить за ребенком, воспитывайте в нем уважение к другим, сострадание, умение отвечать за свои поступки и трезво их оценивать. Станьте ему другом и наставником. Окружите ребенка любовью и заботой, сами не проявляйте грубость и неуважение к другим людям. Воспитывая себя мы воспитываем своих детей, ведь главный человек на которого смотрят наши де-ти-это мы сами.
Екатерина КУРГИНА,
психолог СШ № 12.