Представительным органам власти РК — 20 лет
Первыми серьезными шагами суверенного Казахстана к своему будущему стали Конституция 1993 года и принятие Закона «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан». Сегодня исполняется 20 лет принятию этого закона. С этого и начинают свою историю представительные органы власти суверенного Казахстана. Эволюционное движение к современному гражданскому обществу можно проследить по истории их создания и развития.
Их подготовка и принятие являются логическим следствием позитивных экономических и социально-политических процессов, происходящих в нашей стране. И как отметил в своем Послании народу Казахстана Глава государства, опираясь на международный опыт, мы идем своим путем к построению «… современной демократической формы власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан».
Мощный стимул этим процессам придало принятие в 1995 году новой Конституции страны; а в 2001 году — Закона «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Основная идея этих фундаментальных документов — установление принципиально нового расклада общественных отношений и взаимодействия властей, провозглашение приоритета экономической свободы, идеологического и политического многообразия.
За те годы, что прошли после принятия Закона «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» возникла необходимость в уточнении и расширении некоторых его положений. В связи с этим 11 мая 2004 года в него законодательно были внесены новые изменения и дополнения, усиливающие роль и значение местных представительных органов.
Особой вехой в истории нашего государства является 16 мая 2007 года — день совместного заседания палат Парламента республики, на котором Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил внести поправки в Конституцию страны, тем самым подтвердив неизменность курса на продолжение политических реформ в казахстанском обществе. К тому времени страна достигла определенных положительных успехов в экономике, социальной сфере и государственном строительстве, что позволило более глубоко сосредоточиться на вопросах дальнейшей либерализации и модернизации политической системы.
Среди конституционных нововведений следует отметить перераспределение части важных полномочий от Президента Парламенту, что означало усиление законодательных и представительных органов власти.
Бесспорно, одним из серьезных составляющих формирующегося в республике гражданского общества являются представительные органы, то есть маслихаты различных уровней, избираемые и выражающие волю населения территорий.
О роли маслихата в структуре государственного управления страны убедительно свидетельствует круг его полномочий, очерченных законодательством. Приоритетным среди них являются полномочия, связанные с утверждением планов, экономических и социальных программ, местного бюджета и отчетов об их исполнении.
Маслихаты также правомочны активно участвовать в решении экономических, финансовых и социальных вопросов. На них возлагается не только утверждение планов и программ, но и заслушивание отчетов соответствующих должностных лиц об их исполнении и принятие решений в отношении этих лиц.
Необходимо отметить существенное возрастание роли маслихатов в избирательном процессе. К их компетенции отнесено право избрания на основе предложений политических партий территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий. Представительство в избиркомах многих партий, формирование их на сессиях маслихатов обеспечивает справедливость выборов.
Еще один важный момент конституционной реформы: назначение Президентом на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы теперь осуществляется с согласия соответствующих маслихатов. Акимы иных уровней назначаются по аналогичной схеме.
Существенно упрощена процедура выражения маслихатом недоверия акиму. Для этого требуется простое большинство депутатов, которые принимают решение о вотуме недоверия акиму и постановке вопроса о его освобождении соответственно перед Президентом либо вышестоящим акимом.
Жизнь показала, что введенные конституционные реформы в полной мере отвечают высоким целям устойчивого, динамичного развития республики, повышения жизненного уровня населения, сохранения стабильности, мира и согласия в стране.
Очередным серьезным шагом к формирующемуся гражданскому обществу явилась реализация задач, поставленных Главой государства по дальнейшему развитию местного самоуправления. Без преувеличения, это ключевой вопрос демократии в республике. Эффективное самоуправление необходимо для привлечения населения к непосредственному решению вопросов местного значения.
Эффективным инструментом по реализации данного поручения явились представительные органы, избираемые населением и выражающие его интересы. По инициативе Президента страны принято законодательное решение о введении с 2013 года выборности акимов городов районного подчинения, поселков и сельских округов маслихатами на альтернативной основе, тайным голосованием. Впервые они были проведены в августе текущего года. Это способствовало усилению общественного контроля и обеспечению реального влияния граждан на ситуацию на местах, развитию местного самоуправления.
Таким образом, проводившееся в течение прошедших 20 лет кардинальное реформирование государственно-политических институтов привело к построению в Казахстане эффективно работающей системы управления обществом. Оно обеспечило поступательную эволюцию страны на всех этапах ее суверенного развития.
В настоящее время маслихаты — это солидные, авторитетные органы, избираемые населением и представляющие его интересы в органах власти. Сейчас мы со словами благодарности вспоминаем первых руководителей представительных органов независимого Казахстана. Это — секретари Целиноградского, Кокшетауского и Тургайского областных маслихатов — Собрания депутатов Амангельды Сыздыков, Сигизмунд Багинский, Султанбек Искаков. Многое сделали для нашего региона депутаты, возглавлявшие Акмолинский областной маслихат: Марат Койшибаев, Аманжол Джазин, Саят Камзебаев, Умирсерик Мусабаев.
Сегодняшний депутатский корпус области — это авторитетные и уважаемые, болеющие за интересы избирателей люди. Среди них депутат всех созывов, генеральный директор ПК «Ижевский», Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «Парасат» Ибрагим Жангуразов; депутаты нескольких созывов: генеральный директор ЗАО «Степногорский подшипниковый завод», кавалер ордена «Кдамет» Анатолий Томилов, главный врач областной больницы, кавалер орденов «Кдамет» и «Парасат» Серик Аяганов, руководители агрофирмы «Актык», ТОО «Новобратское» и ТОО «Есиль-Агро», кавалеры ордена «Кдамет» Марат Камзебаев, Василий Судибор и Асылбек Исмагамбетов, директор объединенного узла телекоммуникаций, почетный связист Казахстана Анатолий Куликов, бывший директор ГКП «Степняк-су», а ныне заслуженный пенсионер, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Куангали Адиетов. Много лет совместно с нами активно работала и депутат нескольких созывов Галина Марченкова и многие, многие другие.
В настоящее время действует уже пятый созыв представительных органов власти на местах. Депутаты каждого созыва внесли свой весомый вклад в работу маслихатов области. И следует подчеркнуть, что главное внимание они уделяли наиболее актуальным, социально значимым проблемам. В центре внимания депутатов всегда находились вопросы формирования и исполнения бюджета области, медицинского и социального обеспечения жителей, ремонта и строительства дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения питьевой водой и многие другие важные для экономики области вопросы.
Большой положительный опыт накоплен постоянными комиссиями областного маслихата. Ими ежегодно рассматривается до 20 вопросов, касающихся различных сторон жизнедеятельности наших регионов.
Активную работу проводит созданный одним из первых в республике Совет общественных экспертов при облмаслихате. За эти годы общественный Совет, в составе которого признанные профессионалы своего дела, оказывал регулярную правовую, методическую помощь и консультации, разрабатывая предложения и рекомендации депутатам областного маслихата для принятия решений по конкретным обсуждаемым вопросам.
В целях повышения эффективности и совершенствования работы, оказания практической помощи создан Совет по координации деятельности маслихатов области, в состав которого вошли все секретари районных, городских маслихатов.
С благодарностью сегодня мы говорим о большом вкладе в организацию работы представительных органов власти бывших секретарей районных и городских маслихатов Кымбат Мустафиной, ЮрияУжакина, Петра Веселова, Галины Марченкова, Марата Исажанова, Бориса Швачкина, Ораза Нурмухамбетова, Балтабая Мажренова, Веры Суминой, Кентая Хасенова, Ивана Закутянского, Шингожи Сабержанова.
Не один созыв возглавляют представительные органы наши уважаемые секретари рай-гормаслихатов Багдат Борумбаев, Геннадий Скирда, Юрий Сериков, Роберт Муллаянов, Галия Копеева, Кайрат Махметов, Омирбай Балгабаев, Виктор Собеский. Энергично и компетентно действуют наши новые коллеги Жулдызай Салыбекова, Утельбай Бейсенов, Серик Кудабаев, Улбосын Ахметова, Кайрат Аугалиев и многие другие.
Мы — одна команда, перед нами — единые задачи и цели. Их достижение зависит от сплоченности и согласованности наших действий, от хорошего морально-психологического климата в нашем депутатском корпусе.
Поздравляя всех с 20-летним юбилеем представительных органов власти, областной маслихат выражает депутатам всех созывов благодарность за большой вклад в социально-экономическое развитие региона, желает здоровья и успехов в деятельности на благо суверенного Казахстана.
Нина ДЬЯЧЕК,
секретарь Акмолинского областного маслихата.