Исполняя поручения Президента
Экономическое развитие региона в среднесрочном периоде будет более сбалансированным и направлено на внутренний спрос с ориентацией на возрастающие инвестиции в индустриальные и инфраструктурные проекты за счет частных и государственных средств.
Социально-экономическая политика ориентирована на достижение целевых индикаторов стратегического характера, определенных в Послании Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Основываясь на прогнозируемых тенденциях развития экономики страны, в целях повышения уровня благосостояния граждан планируется обеспечить ежегодный темп роста валового регионального продукта на уровне не ниже 6% за счет развития несырьевого сектора. ВРП на душу населения увеличится до 16 тысяч долларов в 2018 году.
Стабилизации инфляционных процессов в долгосрочной перспективе должно способствовать удержание уровня инфляции в коридоре 6-8%.
Выход новых высокотехнологичных производств на проектную мощность, ввод новых проектов по Карте индустриализации будут способствовать росту производительности труда в обрабатывающей промышленности, увеличению доли продукции обрабатывающей промышленности в структуре ВРП до 20%.
Реализация региональной Программы развития мясного скотоводства на 2011-2015 годы позволит обеспечить производство качественной конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции для покрытия потребностей внутреннего рынка и расширения экспортного потенциала. Доля переработки мяса и молока увеличится на треть.
К 2018 году уровень безработицы планируется снизить до 5% за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение продуктивной занятости.
Достижению целевых параметров экономического роста призвана способствовать инвестиционная активность региона, качественное развитие отраслей реального сектора.
Учитывая спрос пшеницы на мировом рынке, в прогнозируемом периоде сохранится одно из приоритетных направлений развития сельского хозяйства — зерновое производство.
В рамках диверсификации растениеводства к 2018 году планируется расширение посевных площадей под масличными культурами до 300 тысяч га, картофелем и овощами — до 26 тысяч гектар.
Увеличение объемов продукции растениеводства будет обеспечено за счет повышения производительности посредством применения зональных научно-обоснованных норм земледелия, применения передовыхагротехнологий, развития элитного семеноводства.
Дальнейшее развитие животноводства прогнозируется за счет увеличения поголовья породного высокопродуктивного скота, повышения продуктивности сельскохозяйственных животных, проведения селекционно-племенной работы.
На это направлена реализация Программы развития мясного животноводства, в рамках которой будет продолжена работа по строительству специализированных откормочных площадок, племенных репродукторов.
В индустриальном секторе дальнейшее развитие получат отрасли, имеющие достаточную сырьевую и производственную базу — машиностроение, горно-металлургический комплекс, стройиндустрия, производство пищевых продуктов.
Новые направления индустриального развития — производство на основе редкоземельных металлов, сернокислотное производство — поспособствуют наращиванию потенциалахимической отрасли.
Среднегодовой темп роста промышленного производства в 2014-2018 годах прогнозируется на уровне 106%. Тенденция устойчивого роста будет сохранена за счет наращивания объемов производства золотодобывающих компаний, кирпичных и запланированных к вводу цементных заводов, мясо- и молокоперерабатывающих предприятий.
В среднесрочном периоде ежегодный рост объемов строительных работ прогнозируется на уровне 102-104%. Планируется ввести за счет всех источников финансирования 1,7 млн.кв.м жилья. В рамках программы «Доступное жилье-2020» предусматривается строительство недорогого жилья, с последующей реализацией среди участников системы жилищных строительных сбережений.
В развитии транспортной инфраструктуры приоритетным направлением останется обеспечение качественной транспортной связи с областным и районными центрами, надлежащее состояние дорог внутри регионов области.
В результате реализации проектов по улучшению состояния дорожной сети к 2018 году не менее 70% автодорог местного значения будут в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Благоприятная внутренняя конъюнктура обеспечит сохранение ежегодного роста розничной торговли в среднем на 10%.
К 2018 году уровень безработицы планируется снизить до 5% за счет создания ежегодно не менее 9 тысяч новых рабочих мест. Предполагается совершенствование программ профессиональной подготовки и переподготовки, финансовой поддержки безработных в период профобучения, применения активных форм занятости.
Прогноз доходов бюджета области на 2014-2016 годы рассчитан на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом Бюджетного и Налогового кодексов, других нормативно-правовых актов.
Рост доходов бюджета в основном будет обеспечиваться прогнозируемым увеличением налоговых поступлений, занимающих доминирующую долю в доходах бюджета области.
Основные приоритеты расходов бюджета на 2014-2016 годы определены с учетом поставленных Главой государства задач в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
1. Для повышения доходов населения будет продолжена реализация «Дорожной карты занятости-2020», которая направлена на обеспечение продуктивного трудоустройства. В рамках программы будут финансироваться мероприятия по обучению, переобучению и содействию в трудоустройстве, развитию предпринимательства на селе через обучение бизнес-навыкам и предоставление микрокредитов, а также обеспечение мобильности трудовых ресурсов.
2. Улучшение условийжизни населения, обеспечение доступнымжильем будет осуществляться за счет модернизации ЖКХ, улучшения жилищного фонда, развития жилищного строительства, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития системы водоснабжения и водоотведения.
В рамках данного направления будет осуществляться реализация программ «Ак Бұлақ» на 2011 -2020 годы и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020годы.
По программе «Доступное жилье-2020» планируется увеличение жилищного фонда путем строительства доступного арендного жилья.
3. В целях дальнейшей модернизации социальной сферы в первоочередном порядке будет осуществляться финансирование мероприятий государственных программ развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан», развития образования Республики Казахстан, программы «Балапан».
В сфере здравоохранения одним из приоритетов станет дальнейшее внедрение Единой национальной системы здравоохранения, направленной на повышение качества медицинских услуг, развитие первичной медико-санитарной помощи, улучшение показателей работы коечного фонда и лекарственного обеспечения.
Особое внимание будетуделено финансированию мероприятий по реализации программы развития онкологической помощи в области, по снижению заболеваемости туберкулезом, активизации мер по раннему выявлению и совершенствованию качества лечения болезней системы кровообращения.
В целяхдальнейшей модернизации сферы образования будет развиваться сеть государственных и частных детских садов, различных моделей дошкольных организаций, продолжится работа по восстановлению зданий детсадов, проведению капитального ремонта действующих садов.
В соответствии с требованиями 12-летней модели обучения будет обновлена материально-техническая база, продолжится оснащение школ кабинетами физики, химии, биологии новой модификации, лингафонными и мультимедийными кабинетами с сервисным их обслуживанием, учебниками.
4. В бюджетной политике по развитию регионов основным направлением станет строительство социальных объектов в населенных пунктах, которые имеют оптимистичные демографические прогнозы и перспективы развития, концентрация ресурсов на создание комфортных условий проживания в данных населенных пунктах с одновременным сокращением неэффективных затрат.
На реализацию Программы развития моногородов из республиканского бюджета будут ежегодно выделяться трансферты на развитие г. Степногорска — для осуществления первоочередных инвестиционных проектов, активного развития предпринимательства, обеспечения занятости населения.
По Программе развития регионов будет финансироваться местное самоуправление для развития инфраструктуры и благоустройства сел.
В целом, в рамкахПрограмм развития регионов, моногородов, агломерации с центром в г. Астане, Комплексного плана развития населенных пунктов, прилегающих к г. Астане, на 2011-2014 годы планируется реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности регионов через развитие инфраструктуры, социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
Бауыржан МАЛГАЖДАРОВ,
руководитель облуправления экономики и бюджетного планирования.