Стратегия«Казахстан-2050»: Социальные программы
Наличие собственного жилья — первоочередная необходимость и, пожалуй, одно из заветных желаний любого взрослого человека. Его осуществления ждут годами, и стоит оно не дешево. Не исключение и вырастающие дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей. Лишь у десятков выпускников детских домов имеется оставшееся от родителей жилье. Только сотням удается пожить до 23 лет в домах юношества, и всего единицы получают, ожидая годами, жилье из госфонда. Молодые, не всегда приспособленные к сложностям взрослой самостоятельной жизни люди, решают эту проблему по-разному, часто обращаясь за помощью в госорганы и СМИ.
В Казахстане создана необходимая правовая база в сфере обеспечения прав и защиты интересов детей, гарантий качества их жизни. Особенно это касается категории казахстанцев, о которых мы говорим сейчас. Законные представители этих детей имели право, а потом и стали обязанными поставить нуждающегося ребенка на учет для получения жилья в местный исполнительный орган. И эта работа велась, особенно активно с 2006 года, когда подвергалась систематическому мониторингу и контролю соответ-ствующихорганов.
По данным областного управления образования на первое октября нынешнего года в региона проживают около трех тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и только 161 ребенок из них имеет закрепленное жилье, в которое он сможет въехать, например, после выпуска из детского дома. Нуждаются в жилье почти 2400 детей, более 92 процентов из них сегодня поставлены в очередь на получение жилья в различных городах и районах региона, в основном там, откуда попали в детский дом.
Однако из-за отсутствия достаточного жилищного фонда и огромного количества акмолинцев, стоящих в очереди в списке № 2, за последние семь лет квартиры из госфонда по области получили всего 62 наших очередника. За это же время 11 детей-сирот приобрели жилье за счет собственных накоплений.
Картина, согласитесь, безрадостная. Но в своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент страны Нурсултан Назарбаев говорит: «Государство будет нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества — пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и др…». И уже в начале июля 2013 года принимается Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
Главное нововведение: им, наряду с инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, предоставлено преимущественное право на получение жилища из государственного жилищного фонда или арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде. Теперь дети данной категории будут стоять в жилищной очереди не в общем списке №2, а в отдельном — № 1 -1. Кроме того введен полный запрет на отчуждение жилища детей-сирот, не достигших 14 лет; ответственность должностных лиц и законных представителей ребенка за невыполнение обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилье или за нарушение установленного для этого срока (шесть месяцев) в виде крупных штрафов и другого.
Принятые решения значительно увеличили возможность детей-сирот (дети, оставшиеся без попечения родителей до 18 лет, еще называются социальными сиротами) в более короткие сроки получить долгожданное жилье.
— Жилищная комиссия при акимате города Кокшетау, — рассказывает заведующая сектором жилья городского отдела ЖКХ Наталья Бургомистренко, — приняла решение о переводе всех очередников этой категории из списка № 2 во вновь созданный список № 1-1. Сейчас в нем 575 человек, расположенные по очередности согласно дате постановки в список № 2, откуда их вывели. Уже в конце нынешнего года в Кокшетау должны сдаваться 108-квартирный и 45-квартирный дома, в которых квартиры обязательно получат и дети-сироты.
Очень может быть, что среди этих счастливых новоселов окажется и бывшая выпускница Есильского детского дома, а ныне мать двоих детей Дана Кусаинова. В списке № 2 их семья значилась в четвертой сотне, а в новом — очередь № 9. Дана с мужем, ребенком-инвалидом, намыкавшись по съемным углам и общежитиям, с замиранием сердца ждут долгожданного момента.
Совсем по-другому обстоят дела у еще одной выпускницы этого детского дома Анастасии Болтуновой, которая, стучась во все двери с просьбой о решении своего жилищного вопроса, обратилась и в редакцию «АП».
Ныне 27-летняя мать-одиночка двоих малолетних детей, в 2004 году после детского дома три года отучилась в ПЛ-11 г. Кокшетау и получила профессию швеи-универсала. В очереди на жилье, по ее утверждению, не стояла никогда, и не знала, что имеет на это право. После лицеевского общежития жила то у подруг, то у знакомых, то в пустующих комнатах общежитий, которые просила отдать ей у местных властей, но каждый раз туда заселяли кого-нибудь другого, «кормили» обещаниями. И только с помощью «Hyp Отан» в декабре прошлого года Анастасию поставили в очередь на получение жилья, как мать-одиночку, под номером 2654! Правда, за девять месяцев она продвинулась на 528 пунктов вперед, но это, наверное, прежде всего за счет детей-сирот, выведенных в отдельный список. Узнав о поправках в законодательство, Анастасия Болтунова, конечно, захотела стать в льготную очередь на получение жилья, благо возраст еще позволяет-до 29 лет. Она написала заявление на имя акима г. Кокшетау с прось-бой изменить категорию очередности и перевести ее из списка № 2 в список № 1-1 согласно дате первичной постановки на учет. Просьба Анастасии будет рассмотрена на ближайшем заседании жилищной комиссии и, надеемся, удовлетворена.
Те сироты, кто сейчас находится на воспитании в детских домах, учатся в колледжах и нуждаются в жилье, обязательно уже стоят или будут поставлены в соответствующую очередь на его получение. Своевременно должны позаботиться об этом опекуны и попечители сирот, что, как правило, и происходит. А вот молодым людям до 29 лет, относящимся к этой категории, чтобы не упустить свой шанс, следует незамедлительно обратиться в органы ЖКХ по месту жительства, где должны дать подробную консультацию и при предоставлении необходимых документов поставить в очередь на получение жилья.
Казалось бы, вся основная информация по поднятому вопросу исчерпана и можно поставить точку. Но считаем необходимым познакомить читателей с одним интересным опытом, о котором узнали во время сбора материала для статьи. Помните о цифрах, названных в начале — 11 сирот приобрели жилье за счет собственных накоплений. Большая часть из них — выпускники Есильского агротехнического колледжа № 7. Только в нынешнем году Юля Киселева купила дом в пос. Жаксы, а Людмила Паныш — в с. Златополье Бурабайского района. Кристина Романенко и Владимир Финк стали обладателями квартир в г. Есиле.
Откуда такие «богачи» среди закончивших колледж детей-сирот? Оказывается все три года студенческой жизни, находясь на полном государственном обеспечении, ребята копили на будущее жилье. А это пенсии по утере кормильца, стипендии, деньги из фонда «Бебек», более 200 тыс. тенге подъемных, положенных при выпуске из учебного заведения. Все эти средства поступали на банковские карточки ребят.
Заместитель директора колледжа по воспитательной работе Оксана Сарнавская рассказывает, как непросто убедить хлебнувших немало горя в свои молодые годы студентов отказаться от мелких каждодневных затрат ради взрослого будущего в собственном жилье, научить быть самостоятельными к моменту студенческого выпускного бала. Судя по результатам последних лет, в колледже это неплохо получается. И прежде всего благодаря его директору Ларисе Клименко, ее заму Оксане Сарнавской, социальному педагогу Юлие Логиш. Работа по трудоустройству и обеспечению жильем выпускников-сирот здесь продолжается круглый год: налаживание контактов с исполнительной властью регионов, куда молодые люди поедут жить и работать, помощь в покупке жилья, а тем, кому его в год окончания учебы дает государство, в приобретении мебели, бытовой техники на накопленные средства. А потом кропотливая каждодневная работа с новенькими. Чтобы не оступились они на пороге взрослой жизни…
Итак, новоселий у детей-сирот будет все больше. Государство заботится об этом. Хотелось бы, чтобы они и сами принимали в этом посильное участие.
Валентина ТЕПЛЯКОВА.