Мысли вслух
Всякий урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет. Если учителю не удается возбудить в ребенке чувства удивления и восхищения, мир науки для него потускнеет. Урок не имеет точку, он заполнен: вопросами, мыслями, идеями, и из всех знаков препинания мудрый учитель выбирает многоточие.
Нелегко работать с Сеней — все сорок пять минут он не закрывает рта, ерзает, мешает соседке по парте. И мне очень хочется выставить его из класса, чтобы работать спокойно. И это по-человечески понятно, но неприемлемо и даже незаконно. И в каждом классе есть такой вот Сеня, но в идеале школа должна учить всех — потому-то в современной школе обязательны психологи, социальные педагоги, дающие рекомендации ученикам и педагогам, объясняющие, что детям с дефектами произношения противопоказаны замеры скорости чтения, а ставить двойки за «грязь в тетради» левше нельзя.
А вот проблемы поведения детей чаще игнорируем — «воспитывать надо дома». Нас больше волнуют ЗУНы («знания, умения, навыки») и результаты единой национальной трагедии — ЕНТ, чем агрессия одних учеников и существующая во все времена травля сильными тех, кто послабее. Под воспитательной работой подразумеваем классные часы и беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Страшно другое: школьная дезадаптация неминуемо влечет за собой дезадаптацию социальную, а потом мы удивляемся проблемам борьбы с алкоголизмом и преступностью среди молодежи. Школа ведь не только для того, чтобы научить ребенка сочинениям — рассуждениям, запоминать даты сражений, которые будучи взрослым он сможет посмотреть в любом справочнике. Она во все времена для того, чтобы удержать ребенка в обществе, социализировать в нем, сохранить для него. Научить ребенка знаниям можно только тогда, когда учитываются его образовательные потребности!
Другой волнующий аспект: современные школьники уже давно и привычно живут в стране готовых ответов: они не ищут информацию, не умеют ее фильтровать, ответы у них появляются раньше, чем они сформулировали для себя вопросы. Дети не понимают, зачем задавать вопросы, если ответы и так есть — протяни руку и возьми. Но наше учительское дело так поставить вопросы, чтобы они захотели искать ответы. А когда пойдут — двигаться дальше: а если так, а если иначе? Учить работать с информацией — с самой разной, а не только с учебником и художественными текстами. Надо учить их спорить, не доверять и проверять. Уже, кстати, лед тронулся: в этом году дочь заканчивала ЕНУ имени Льва Гумилева, где был создан прецедент: взяли и не засчитали дипломные с доказанным плагиатом. Даже курсовые проверяют на «антиплагиате». А ведь любой вузовский преподаватель вспоминает трагикомические истории о том, как на защите диплома оказались абсолютно идентичные работы, а школьный учитель вспомнит «Сто лучших сочинений» золотого века русской литературы.
Задавая детям надом писать эссе, объясняю так, чтобы зацепило, вошла в их культурную память и трагедия раскулаченного крестьянства, и новая волна сталинских репрессий послевоенного времени несбывшихся надежд. Но это очень трудно.
В первую очередь для меня. А за готовые рефераты, списанные из интернета, двойки все же не ставлю, объясняя, что главнее — не оценки, а отношение к знаниям. Хотя формальное выполнение программных требований встречается сплошь и рядом: учитель дает задание, ученик скатал с инета, никто ничему не научился и ничего нового не открыл…
Вновь перечитываю «Педагогические притчи» учителя от Бога, педагога от Сердца, доктора психологии, академика Шалвы Амонашвили, проникнутые Верой и Любовью к детям, к людям и жизни. Эта книга для всех, кто желает проникнуть в закрома души ребенка, обратить свой взор к Небу и прикоснуться к Вечности. «Дети новые. Педагогика старая. Как быть?» — «Сейчас лишь приукрашивают авторитетную педагогику, стараются заменить ее изношенные, не поддающиеся ремонту дороги… но суть не меняется: учитель остается прежним, он — грозовая туча учеников, а не убежище для них».
АлияАХЕТОВА,
учитель ШГ № 5 «Тандау».
г. Кокшетау.