«Строгий, но справедливый» — именно таким знают акмолинцы Кайырлы Курманова. Его регалий и заслуг на профессиональном пути и общественном поприще немало: заслуженный работник здравоохранения РК, обладатель орденов «Құрмет» и «Парасат», почетный гражданин Бурабайского района, один из инициативных членов НДП «Hyp Отан», он являлся депутатом районного и областного маслихатов не одного созыва. С его именем связано время расцвета известной здравницы с вековой историей сегодняшней Щучинско-Бурабайской курортной зоны. Там под началом главврача Курманова трудилась целая армия высококвалифицированных медработников, своим трудом прославивших санаторий «Боровое» на весь бывший Советский Союз — сейчас республиканский центр реабилитации «Карагай». Именно в период его почти тридцатилетнего руководства эта небольшая когда-то медицинская организация выросла в крупный оздоровительный комплекс.
О решительном характере, прямолинейности, нетерпимости к любой фальши, обязательности, чувстве долга доктора, ныне находящегося на заслуженном отдыхе, могут поведать и любимые и любящие домочадцы, и многочисленные коллеги. Но все же отличительная черта его натуры — безмерная любовь к родному краю и своим землякам. А еще в его жизни существует особая страница, которая, возможно, и стала определяющим фактором в становлении подростка, юноши, а затем и зрелого Кайырлы Курманова. По его признанию, звание потомка славного Абылай-хана, которое он с честью несет всю жизнь, конечно, наложило незримую печать ответственности в делах и поступках. Пожалуй, никто не расскажет об этом лучше, чем он сам.
— Знание своих корней, предков в семи поколениях — жеті ата — для каждого казаха — первостепенное, обязательное условие осознания собственной родовой идентичности, а через это и передачи традиций, обычаев. Как бы пафосно это ни звучало, но я искренне горжусь, что принадлежу к роду торе, являюсь потомком великого Абылая, лучшие представители которого творили историю. Как не вспомнить хана Кенесары, прямого продолжателя рода Шокана Уалиханова. Их портреты, созданные лучшими авторами, занимают центральное место в моем доме. Когда смотришь на них, невольно приходит на ум гениальное изречение Омара Хайяма «Оглянись на себя и подумай о том: кто ты есть, где ты есть и куда же потом?». В моем шежире я нахожу связь с ханом, это, по меньшей мере, шесть поколений: Чингиз, Онтай, Аманжол, Курман, мой отец — Хамза и я. И пусть их имена не столь величественны, каждый из них — достойный представитель родового дерева.
— Когда Вы впервые узнали о том, ; что являетесь потомком великой исторической личности?
— Кто ты, откуда, какого рода — все это прививалось с детства. Я с младенчества воспитывался у бабушки — матери отца, сильной, сурового нрава женщины. Она постоянно твердила: «Помни, ты — рода торе, потомок Абылай-хана». Это было своего рода наставлением, настроем, закладкой фундамента: ты многое можешь, тебе многое по плечу, веди себя подобающе. Сама не осознавая, она прививала мне и моим двоюродным братьям и сестрам лучшие качества: целеустремленность, ответственность, отзывчивость, закаляла характер.
—Чем стало это знание для Вас в жизни?
— Ориентиром, планкой, которую ни в коем случае нельзя уронить, наоборот, нужно держать высоко над головой. И это всегда наполняло мою жизнь особенной значимостью, смыслом, «держало» на плаву, придавало силы. Мы ведь дети послевоенного времени. Отец, как и мой дядя, отправились на фронт, оба сгинули в огненном пекле. Поэтому я не помню отца… Детство сельского мальчишки, тогда нелегкое, все-таки вспоминается травой у моего родного дома в селе Шонай бывшего Кокчетавского района, купание в котловане, лапта с мячом, сделанным из коровьей шерсти. С раннего возраста, с пяти-шести лет я знал, как ухаживать за домашней скотиной, носить воду, возить дрова, сено. У меня настоящая рабочая биография! После школы чабаном был, работал водителем на автобазе, прежде чем поехал поступать в Карагандинский мединститут. Именно там, в шоферском коллективе, где работали ребята разных национальностей, учились ценить дружбу и взаимовыручку, оттуда я вынес очень много хорошего. Трудился на совесть, получал зарплату, как и другие парни, вставал потихоньку на ноги, появились самоуважение к себе, уверенность в завтрашнем дне. А потом образовалась моя собственная семья — умная, верная спутница — супруга Мария Сейтжановна. Скажу, что и годы учебы в Караганде, куда уехали вместе, не были безоблачными, мне приходилось много подрабатывать в свободное от учебы время. Иногда бывало очень тяжело, но мы были молоды, безмятежны, радовались самостоятельности. Даже в самые трудные моменты я знал: не отступлю, выучусь, домой обязательно вернусь врачом. И все последующие годы старался быть не только профессионалом, но и думающим, чутким коллегой, руководителем.
— Вы ведь пережили разные исторические вехи, был период, когда имя Абылай—хана фактически предали забвению…
— Да, конечно, его как личность трактовали совсем по-другому, его вклад в дело становления казахской государственности не был оценен по достоинству. И даже тогда я не снимал со стены портрет своего знаменитого предка, он был моей путеводной звездой, что бы ни происходило. А в памяти казахского народа Абылай навсегда сохранится, как выдающийся государственный деятель, храбрый полководец и дальновидный политик. Время все расставило по своим местам. С момента обретения Казахстаном независимости я говорил и буду говорить, что всегда поддерживаю взвешенный политический курс Главы государства Нурсултана Назарбаева, и, прежде всего, в его стремлении сохранить культурное наследие для последующих поколений. Я часто перечитываю его книгу «В потоке истории», выписываю фразы, цитирую дочерям, внукам.
— Сегодня, когда образ Абылай—хана кардинально переосмыслен в национальной истории, с какими словами Вы бы хотели обратиться к нашим молодым читателям?
— Не я первый скажу о том, что только то поколение, которое знает все о своем государстве, пути, пройденном предками, разных этапах развития, свершениях казахского народа и заслугах ярких его представителей, сможет успешно идти дальше, достигать новых высот. Эта мысль красной нитью проходит во всех выступлениях Президента страны. Поскольку история — это жизненные уроки, а наши ханы, бии, батыры — истинные образы для подражания. «Молодежь должна хорошо представлять роль Абылай- хана в истории казахского народа. Это будет способствовать тому, что в сердцах последующих поколений произрастут семена патриотизма, любви к стране. Мы должны полностью выполнить свою задачу перед молодым поколением, создав необходимые условия для правильного формирования его мировоззрения», — справедливо отметил Нурсултан Назарбаев в своей новой статье «Воплощение мечты Абылая». Полностью разделяя его мнение, утверждаю, что светлый образ этого правителя, сумевшего объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство, должен быть запечатлен в умах нынешних юношей и девушек.
Беседовала Аэлита ТАЕВА.
Бурабайский район.