90-е годы XX века, насыщенные крупнейшими событиями и глобальными изменениями, явились поворотным пунктом в судьбе отдельных народов и стран. Именно в это десятилетие произошел распад советской империи и образование на ее территории самостоятельных независимых государств. В Казахстане становление государственной независимости вынесло на повестку дня многие актуальные вопросы истории казахского народа. Десять лет тому назад одной из таких проблем истории Казахстана был дефицит научных исследований о выдающихся деятелях прошлого, в том числе о прославленных ханах, известных биях и батырах, оставивших глубокий след в народной памяти.
Новое возрождение казахской государственности в 30-40-х гг. XVIII века связано с именем султана, а позже хана Абылая. Один из самых выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности, хан Абылай был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было сохранение и укрепление Казахского ханства. Настоящее имя хана Абылая — Абильмансур. Он сын Коркем Уали-султана, внук Абылай-хана Канышера, прозванный так за неодолимую храбрость и ярость в бою с врагами, потомок хана Барака в 9-м колене. Предки хана Абылая происходят от знаменитого основателя Казахской орды Аз-Жанибека, который, в свою очередь, является потомком Джучи-хана, старшего сына Чингисхана. Отец Абильмансура погиб в бою от рук врагов во время нашествия правителя Джунгарии Цэван Рабдана. Испытавший много горестей и трудностей будущий хан с 12-летнего возраста вырос в простой среде, что и помогло ему впоследствии стать поистине всенародным лидером.
Материалы об Абылае имеются во всех энциклопедических словарях, изданных в дореволюционное время в России. В исследовании данной темы большую ценность представляет статья великого казахского ученого-просветителя Ш. Уалиханова «Абылай». Написанная в начале 60-х годов XIX в., она явилась, по существу, первой научной работой, посвященной хану Абылаю. Массу интереснейших сведений о нем содержат и другие материалы, в частности, исторические сведения о батырах XVIII века, собранные в 50-е годы. Большую ценность представляют и таблицы, составленные им о генеалогии казахских ханов и султанов. Обзор литературы об Абылае был бы не полным без анализа «устной» истории, которая ныне получила мировое признание. А об Абылай-хане народ создал поистине колоссальный массив устной поэзии, часть которого издана в двух томах.
Из исторических песен, сказаний и поэм видно, что светлые надежды о свободе и независимости, о мире и благоденствии народ связывал с именем Великого хана. В устной народной поэзии Абылай предстает, как справедливый и мудрый правитель, мужественный воин и полководец.
В 1771 году умер хан Абулмамбет. Общенациональным казахским ханом народ единогласно избирает Абылая, хотя у умершего хана были прямые наследники. Это было проявлением всеобщего признания выдающихся заслуг великого хана. Извещая Екатерину II о своем избрании казахским ханом, он писал: «По кончине их (ханов Абулхаира и Абулмамбета) казахи всех орд, то есть Большой, Средней и Меньшей, ханы и султаны купно с большими и меньшими города Ташкента и провинции Туркестан с общего согласия в прошлом 1771 году в Туркестане при нашего святого ходжа Ахмета по обыкновению нашему, прочтя молитву наименовали меня всех трех орд ханом, в которое звание и действительно возвели».
Объединение казахов всех трех жузов в одно государство не входило в планы царского правительства. Следуя принципу «разделяй и властвуй», оно всячески стремилось разжигать междоусобицу, провоцируя ханов на борьбу друг с другом. Поэтому Екатерина II отказалась признавать Абылая ханом всех трех жузов.
По свидетельству Ш. Уалиханова, Абылай после его избрания ханом «не хотел ехать на русскую границу для принятия присяги, говоря, что он давно утвержден в своем достоинстве народным избранием и грамотой «сына неба». Царское правительство, обеспокоенное тем, что окончательно потеряет влияние над Абылай-ханом, принимает всяческие меры, чтобы склонить его к принятию присяги как хана Среднего жуза. Как тонкий политик, Абылай-хан понимал возможные последствия для своего народа от конфронтации с Российской империей. Особенно для Казахстана большое значение приобретало развитие торгово-экономических отношений с северным соседом. Для торжественного вручения грамоты царицы Абылай-хана приглашают в Оренбург или в Петропавловск, но он под разными предлогами отказывается прибыть в эти города. Тогда русское правительство для вручения грамоты и для возложения на Абылай-хана знаков ханского достоинства (сабли, шубы и шитой золотом шапки) направляет в ставку хана специальное посольство. Такая настойчивость русских властей объяснялась тем, чтобы «не возбудить мысли о возможности быть ханом помимо воли царского правительства».
Итак, Абылай стал ханом, признанным и Россией, и Китаем. Он сыграл выдающуюся роль в объединении казахского народа в одно государство, возглавив его борьбу за освобождение страны от джунгарских и цинских завоевателей. Его личная отвага и смелость, боевое мастерство и одержанные им победы над заведомо превосходящими силами противников справедливо снискали ему славу непобедимого и поставили вряд с самыми прославленными полководцами своей эпохи. Благодаря его неутомимой деятельности Казахское ханство сохранило самостоятельность и территориальную целостность. Неслучайно его имя при жизни стало боевым кличем наравне с легендарным «алаш».
Абылай-хан вошел в историю, прежде всего, как мудрый государственный деятель, сплотивший казахов всех трех жузов в единое государство. Оригинальность личности Абылая заключается и в том, что он стал ханом не по наследству и не по захвату, а благодаря своим личным способностям. Природный ум, воинская отвага, организаторский талант, ораторское искусство и другие личные качества позволили ему выдвинуться. Он знал и говорил на семи языках, в том числе — на китайском. Но даже при наличии таких выдающихся способностей Абылай не мог рассчитывать на ханский титул, не будь он столь знатного происхождения, главное, без поддержки именитых и влиятельных владетелей и мудрых советников: Бухара-жырау, биев-Толе, Казбека, Айтеке, Каная, батыров Богенбая, Кабанбая, Малайсары, Олжабая, Джанибека и других. Не последнюю роль сыграло и то, что он был султаном сильнейших родов Среднего жуза — атыгай и караул.
Его основной задачей было сохранение и укрепление казахской государственности. Под его мудрым предводительством почти двухсотлетняя война казахского народа с джунгарскими захватчиками закончилась полной победой казахов. Могущественное и воинственное Джунгарское государство было стерто с лица земли. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге.
Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Шокан Уалиханов писал, что «Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана. Втоже время он не мог полностью сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей». Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казбек-бий и Бухар-жырау. Стратегической задачей Абылая как государственного деятеля, главы государства было укрепление и дальнейшее независимое развитие Казахского ханства. Осознавая сложность положения, он стремился разрешить данную задачу. Его следующим после объединения народа шагом стало строительство взаимовыгодной, безопасной дипломатии с соседними государствами. Для достижения поставленной цели Абылай проявил незаурядные дипломатические качества и мужество воина-полководца. Во время правления Абылай-хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире. Абылай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем, проводя знаменитую политику «между львом и драконом». Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей. Опираясь на их поддержку, Абылай сломил сопротивление сепаратистски настроенных султанов и родоначальников. Управление страной осуществлял через своих представителей и создал такие структуры государственной власти, как чиновники по сбору налогов, внешнему сношению, военачальники, личная охрана и другие. Однако вся эта властная структура во многом держалась на огромном авторитете самого хана Абылая, на осознании народом опасности и джунгарского, и цинского завоевания.
Во внешней политике Абылай стремился сохранить независимость Казахского ханства, установил постоянные и устойчивые политические и экономические связи со всеми сопредельными государствами — Россией, Китаем, Бухарским и Хивинским ханствами. В развитии этих отношений ярко проявились незаурядные дарования Абылая, как тонкого политика и искусного дипломата. Главным итогом внешнеполитической деятельности Абылая явилось признание Казахского ханства как полноправного субъекта международных отношений всеми сопредельными государствами.
Абылай укреплял обороноспособность страны, содержал постоянное войско. Оно было немногочисленно, но могло пополняться за счет ополченцев. Армия Абылая отличалась маневренностью и дисциплинированностью, основу ее составляла боевая конница.
Сегодня, воздавая должное выдающимся личностям — Абылай-хану, Бухар-жырау, Богенбаю, Кабанбаю и другим, мы извлекаем уроки для настоящего, ибо правильное осмысление прошлого помогает понять характер современных процессов, заставляет задумываться о нашей духовности и нравственности, о нашем будущем.
Гульмира КАРСАКОВА,
старший преподаватель кафедры истории Казахстана КГУ им. Ш.Уалиханова.