Образование
В рамках реформирования образования с 2011 года в каждом регионе республики были открыты Центры педагогического мастерства, одной из целей которых является проведение уровневых курсов по Программе, созданной совместно с Кембриджским университетом Великобритании. Основана она на качественно новом подходе к повышению квалификации учителей общеобразовательных школ в контексте Казахстанской школы.
С 2012 года в Акмолинской области проводятся трехуровневые курсы повышения квалификации педагогических кадров в филиале Центра педагогического мастерства (ЦПМ) и филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» по Акмолинской области. В нынешнем году впервые в филиале ЦПМ г.Кокшетау 50 учителей области прошли подготовку по программе второго (основного) уровня. С июля проходят обучение 150 учителей первого (продвинутого) уровня. При этом закончившие курсы третьего уровня получают 30%-ную надбавку к должностному окладу, второго — 70%-ную, первого — 100%-ную надбавку.
Однако (как при внедрении любого новшества) в учительской среде возникает много вопросов по поводу критериев отбора на эти курсы. И сегодня я хотела бы дать подробные разъяснения.
Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 января 2013 г. №1 утверждена Инструкция по организации повышения квалификации педагогических кадров. Здесь определены условия отбора и приема на курсы повышения квалификации педагогических кадров по учебным программам АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» третьего (базового), второго (основного), первого (продвинутого) уровней. Каждая школа области выдвигает свои кандидатуры для участия в Программе. Решением педагогического совета на курсы отправляются лидеры школ, позитивные учителя, пользующиеся авторитетом коллег и обладающие необходимыми навыками и потенциалом.
Каждый уровень программы включает три этапа: аудиторное обучение, которое предполагает обзор ключевых идей Программы и методики их внедрения в школьную практику. Второй этап — дистанционное (асинхронное) обучение — практика в школе. Третий этап — аудиторное обучение, где акцент делается на само- и взаимооценивание уроков, исследований, проведенных в школе и опыт внедрения семи модулей (новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении; обучение талантливых и одаренных детей; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении). Также организуется обсуждение и рефлексирование собственной практики. Продолжительность обучения на трех этапах зависит от уровня.
Подготовка тренерами учителей по Программе третьего уровня предполагает усовершенствование практической работы в классе посредством совершенствования процессов планирования, системного оценивания и рефлексии. Практика в школе третьего уровня направлена на планирование и проведение серии последовательных уроков учителями с использованием ключевых идей Программы и реализацией семи модулей в реальном классе, в реальной школе. Учителя должны владеть базовыми компьютерными навыками, уметь пользоваться электронной почтой.
Программа второго уровня предполагает повышение квалификации учителей, которые помимо того, что будут заниматься изучением и развитием учебной деятельности учащихся, будут проводить исследования, а также осуществлять обучение своих коллег в рамках семи модулей посредством коу-чинга и менторинга, то есть процесса наставничества. Учитывая аспекты Программы данного уровня, необходимо, чтобы учитель-лидер умел критически мыслить и развивать критическое мышление других учителей, распознавать проблемы и инициировать изменения в практике своих коллег, организовывать и управлять методическим объединением в школе, знающий и использующий различные методы исследования собственной деятельности и деятельности других учителей. Учителям необходимо владеть знаниями в области ИКТ, MS Windows, MS Office, электронной почтой, сервисами Internet.
Программа первого уровня предполагает подготовку учителей-лидеров к руководству процессом обучения сети школ. Потому деятельность учителей во время практики предусматривает планирование и проведение исследования процесса преподавания и обучения в действии в масштабах школы, то есть составление плана по развитию школы, развитие у учителей понимания методов проведения исследований в сфере образования, а также руководство группой учителей школы, осуществляющих процесс коучинга и менторинга (наставничество) учителей. Для того, чтобы учитель по завершении курсов первого уровня мог успешно способствовать организации профессионального сообщества учителей в рамках школы и за ее пределами, ему необходимо владеть компьютерными навыками на уровне продвинутого пользователя.
Выпускники наших курсов принимают активное участие в жизни школ. В них создаются профессиональные сообщества педагогов, проводятся беседы, в ходе которых учителя делятся новыми знаниями, полученными во время учебы. Большой опыт, по словам курсантов, был перенят ими во время аудиторных занятий в результате обмена опытом с коллегами. Обсуждение в группах идей программы и подходов к решениям педагогических задач позволило шире взглянуть на свою педагогическую практику, возникло желание общаться с коллегами и, что самое важное, делиться знаниями с другими, размышляя о путях усовершенствования своей практики.
Баян РАХЫМЖАНОВА,
директор филиала Центра педагогического мастерства в г.Кокшетау.