Dura lex, sed lex — Закон суров, но это закон

По письму в редакцию
В том, что действительно «Закон суров, но это закон» смогли убедиться жители села Ковыльное Есильского района на примере семьи Валерия Гаюна и Айсулу Сабировой. Двадцать девять человек поставили свои подписи под письмом, пришедшем в редакцию.
«Мы, жители села Ковыльное Есильского района Акмолинской области просим помощи для семьи В. В. Гаюн и его супруги А.Г. Сабировой. Они проживают в селе с самого рождения, и мы знаем их как хороших людей. В 2007 году они купили квартиру. В свое время в 2003 году эта квартира была продана хозяевами, семьей Печенкиных гражданину В. Билль по доверенности. Затем В. Билль продает ее В. Овчарову в этом же году по доверенности и уезжает в Германию. В 2007 году В. Овчаров продает квартиру В. Гаюн и уезжает в Россию. Но не по доверенности, так как срок доверенности истек. В. Гаюн обратился к юристу…»

Юристы, специалисты Центра по недвижимости, посоветовали решить вопрос с семьей Печенкиных, которые в 2003 году выдали доверенность на имя В. Билля. Из письма жителей: «… тут Печенкины понимают, что документы на квартиру не сделаны и начинают требовать деньги. В. Гаюн заплатил им 15000, нанял машину, свозил в район, чтобы оформить доверенность. Все было сделано. Но Печенкины через пять дней возвращаются и отменяют доверенность, не вернув деньги В. Гаюну».

В. Гаюн подает исковое заявление в суд.

Из решения Есильского районного суда Акмолинской области от 11 октября 2012 года: «Существенные условия сторонами были достигнуты при совершении сделки, а именно квартира от ответчиков была продана истцу за 15000 тенге. Выдана расписка за проданную квартиру и доверенность, истец проживает в квартире с 2007 года, несет бремя содержания имущества, оплачивал земельный и имущественный налоги, расходы на электроэнергию, что подтверждается исследованными документами в суде».

В итоге, решением районного суда квартира остается за семьей В. Гаюна. Апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам Акмолинского областного суда 11 декабря 2012 года это решение оставила в силе.

Людмила Печенкина и ее дочь Татьяна Печенкина подают кассационную жалобу на это решение. Из постановления кассационной судебной коллегии Акмолинского областного суда от 11 апреля 2013:«… в удовлетворении иска Гаюна В.В. к Печенкиной Л.А. (перечисляются все члены семьи Печенкиных) о признании сделки купли-продажи квартиры №2 по улице Комсомольская действительной и о взыскании судебных расходов… — отказать».

Валерий Гаюн обращается в надзорную судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РК. Ходатайство было отклонено.

Тридцатого июля семья Валерия Гаюна из дома выехала. Живут сейчас в арендованном доме.

Судья кассационной судебной коллегии Акмолинского областного суда Сауле Сактаганова по нашей просьбе разъяснила основания, в силу которых решение Есильского районного суда в пользу Валерия Гаюна было отменено: «Доверенность, выданная В. Биллю, сама по себе доказательством не является. Она предоставляет право управления и распоряжения. Если гражданин, на чье имя доверенность выдана, в течение указанного времени этим правом не воспользовался, то она утрачивает свои полномочия. Доказательством в данном случае могла бы быть расписка от Печенкиных в том, что они получили деньги от В.Билля, фактически продав квартиру».

Расписки жителей села о том, что они являются свидетелями того, что квартира В. Биллю фактически была продана, к доказательствам отнесены быть не могут.

Из письма жителей с. Ковыльное: «Мы понимаем, что закон есть закон. Но есть же еще и человечность, совесть. У нас маленькое село и все друг друга знают хорошо и, естественно, когда продается квартира, тоже все в курсе. Пожалуйста, не дайте семье Гаюн остаться без крыши над головой».

Разговора с Людмилой Печенкиной и ее дочерью Татьяной не получилось. Ни у нас, ни у других жителей села. Людмила Аркадьевна в свое время была классным руководителем у Айсулу Сабировой. «Она с детства была такой.. . — из уст школьного педагога на бывшую ученицу непрерывно лился поток оскорблений, к делу отношения не имеющий. — Желтая пресса, зачем вы приехали. Жареных фактов хотите. Она всех подкупила, у нее везде родственники, она и вас подкупила», — это уже в наш адрес. С двадцативосьмилетней Татьяной Печенкиной говорить было еще сложнее.

Дабы не быть обвиненными в предвзятости, мы предложили Печенкиным пригласить людей, которые могли поддержать их. Таковых не увидели. По словам Татьяны Александровны, все они живут в другом конце села, прийти не успеют. Это при том, что мы провели в селе не один час.

Валентина Пшеничная пришла сама: Мы же родственники, — говорила она, обращаясь к Людмиле и Татьяне Печенкиным. — Разве так можно? Продали они дом. Все село об этом знало. Они столько лет домом не интересовались, хотя живут на той же улице. Хозяева менялись, у них вопросов не возникало».

Начальник железнодорожной станции «Ковыльное» Серикбай Дюселеков, не так давно на сельском сходе избранный медиатором: «Я с документами не знаком. Но знаю, что в 2003 году был дом — развалюха и забор. Все остальное Гаюн сделал своими руками: ремонт, отопление, хозяйственные постройки. Валерий Гаюн — парень из детского дома. Я его устраивал на работу, женил. Считаю его сыном. Он инвалид. Печенкины поступили не по-человечески. После развала Союза никто документами не занимался. Продавали, как попало. Деньги передавали из рук в руки».

Директор Ковыльненской средней школы Наталья Зеленко: «Раньше я с нетерпением ожидала начала учебного года, а теперь — со страхом. У нас по письмам Печенкиных нескончаемые комиссии, проверки. В итоге оказывается, что жалобы основания под собой не имели, но как все это отвлекает от учебно-воспитательного процесса. Более того, сейчас я не могу найти воспитателя в мини-центр».

Аким села Ковыльное Николай Пономарев: «Ситуация сложная, семья с грудным ребенком на руках осталась без жилья. Хозяева спохватились, когда Айсулу Сабирова начала приводить в порядок документы. Во многом Айсулу и Валерий сами виноваты, об этом надо было думать при покупке квартиры. Семье Гаюна мы, конечно, поможем. Дом будем подыскивать, или стройматериалами. Проблема еще и в том, что у нас многие до сих пор так и живут, не имея соответствующих документов».

Семье Валерия Гаюна односельчане помогают отремонтировать арендуемое жилье, «Все помогают, кто краску несет, кто трудом, кто с ребенком нянчится», — говорит Айсулу Сабирова. На покупку собственного дома денег у семьи нет. Все произошедшее стало, конечно, для них уроком. Уроком горьким, суровым.

Но надо, чтобы выводы сделали и те люди, которые продолжают жить в домах, документы на которые должным образом не оформлены.

Судья Сауле Сактаганова: «Сделка по недвижимости всегда должна быть зарегистрирована. Если документов нет, надо проконсультироваться, посмотреть, какие есть документы. Подойти к первым собственникам, попробовать договориться. Если собственники выехали, представить доказательства того, что живущие в доме, его купили, что ответчики не проживают, что спора нет. Очень важно правильно составить заявление».

Произошедшее в Ковыльном подтверждает востребованность услуг медиатора. Возможно, если бы к Серикбаю Дюселекову обратились в момент возникновения конфликта, он смог бы их примирить, найти приемлемое для обеих сторон решение.

Нина МИТЧИНОВА.
Есильский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также