Накануне уборки урожая
Аграрии области готовятся к грядущей уборочной кампании. В нынешнем году сельчанам предстоит убрать хлеб на площади более 4,3 млн. гектаров. По предварительным прогнозам при благополучном «погодном» раскладе сельские труженики планируют собрать более пяти млн. тонн хлеба. В этой связи особенно актуальной становится задача приемки, сушки, хранения, отгрузки будущего урожая на рынки сбыта. Организации его перевозки железнодорожным транспортом внутри страны и за ее пределы было посвящено расширенное совещание работников сельского хозяйства в областном акимате с участием первого заместителя акима области Рашита Акимова, вице-президента АО НК «КТЖ» Каната Алпысбаева, президента АО «Казтемиртранс» Каната Альмагамбетова.
Отойдя от привычного совещательного формата, гости повели предметный диалоге акмолинскими аграриями, поскольку перевозчиков волнует вопрос должного обеспечения логистической цепи транспортировки зерна будущего урожая от элеваторов или ХПП до места реализации. Сегодня и сельхозтоваропроизводители, и трейдеры расширяют географию экспортной цепи. Но традиционные рынки для Казахстанцев останутся прежними — это Россия, Кавказ, Иран и выход на соответствующие порты Прибалтики. Как известно, в рамках исполнения поручений Главы государства АО НК «КТЖ» трансформируется в логистическую кампанию. В его стенах уже создана соответствующая структура — «КТЖ — экспресс», которая готова вместе с любым сельхозтоваропроизводителем отрабатывать каждый маршрут, тариф для более динамичной поставки, продвигать продукцию на экспорт по всему железнодорожному звену на территории СНГ, работать с терминалами портов. Но для этого нужно лишь четкое понимание объемов экспортируемой продукции, чтобы гарантировать его коллегам — железнодорожникам из стран СНГ.
В настоящее время отрабатываются тарифные условия прохождения груза по территории сопредельных государств: России, Узбекистана, Туркменистана. По словам Каната Алпысбаева, национальные перевозчики постараются обеспечить гибкую систему тарифов за счет обеспечения собственным подвижным составом, которым владеет АО «Казтемиртранс», также зерновозами, которые будут предоставляться в рам-кахсозданногосовместного предприятия с основным российским оператором — ЗАО «Русагротранс».
О работе АО «Казтемиртранс» в части подготовки к перевозке будущего урожая проинформировал присутствующих его президент — Канат Альмагамбетов. Парк предприятия составляет порядка 7,5 тысячи вагонов, в том числе одну тысячу полувагонов, пе-реоборудованныхдля перевозки зерна. В прошлом году и за первое полугодие нынешнего приобретен 1361 зерновоз. Предполагая, что казахстанского парка будет не достаточно для перевозки зерна, заключены договора с российскими собственниками вагонов ЗАО «Русагротранс», ООО «Технотранс». Будут привлечены зерновозы среднеазиатских государств, Азербайджана, Грузии.
Ставки тарифа оператора будут корректироваться с учетом рынка, заявил Канат Альмагамбетов. Открытое не так давно прямое железнодорожное сообщение между Казахстаном (станция Болашак) и Туркменистаном (станция Серхетяка) позволяет осуществлять прямые поставки грузов по кратчайшему пути , что удешевит пеервозку и снизит себестоимость продукции.
Национальный перевозчик примет и другие меры по ускорению отгрузки зерна. Это, к примеру, прием дополнительного штата рабочих, вводдобавочных локомотивов для обеспечения своевременной подачи и уборки вагонов с путей.
К разговору о готовности инфраструктуры: элеваторов, ХПП, подъездных путей, наличия соответствующего локомотивного и вагонных парков подключились и акмолинские железнодорожники и зернопроизводители. Были озвучены проблемы отсутствия на ряде элеваторов и ХПП своих маневровых локомотивов, что вызывает существенные задержки процесса работы, аварийное состояние подъездных путей, пути их выкупа для того, чтобы отремонтировать. Представителем Союза «Атамекен» высказано предложение: с целью увеличения динамики откорректировать режим работы железнодорожных станций на период уборочной кампании в ночное время.
Подвел итоги совещания первый заместитель акима области Рашит Акимов. Он, говоря о подготовке к грядущей страде, отметил, что в регионе постарались максимально разгрузить все элеваторы и ХПП, для приемаурожая подготовлены дополнительные емкости в районах. Однако, если не будет налажена стабильная отгрузка пшеницы, то проблемы охранением неминуемы.
Он поблагодарил представителей АО НК «КТЖ» за инициативный и весьма своевременный разговор на актуальную для сельчан тему, который позволил местным аграриям узнать позиции национального перевозчика задолго до начала уборки, наличию всех необходимых ресурсов по стабильному обеспечению транспортировки хлеба. Благополучное завершение и уборки урожая, и дальнейшей его отгрузки зависит от слаженной работы всех участников этого процесса.
Раушан УТЕУЛИНА.