Новая карта мира
Каждому из нас очень хочется заглянуть в день завтрашний, хотя бы приблизительно узнать, «что там впереди»? Прогнозировать свое будущее, не зная того, какой завтра будет страна, где мы живем и собираемся жить дальше, невозможно. А судьба любой страны неотделима от судеб мира. Мира сложного, неспокойного.
Поэтому так внимательны мы сегодня к различным экономическим, социальным, политическим прогнозам. Их сегодня достаточно много, подчас они не совпадают, даже противоречат друг другу. И бывает трудно разобраться во взаимоисключающих точках зрения. А ведь от того, из какого видения будущего мы исходим, во многом зависят наш день сегодняшний, наши планы на ближайшее будущее.
Социальный, политический прогноз, которому поверили люди, обладает большой мобилизующей силой, порождает либо желание его реализовать, либо доказать его несостоятельность.
Всегда большего доверия заслуживают прогнозы, сделанные на строго научной основе, к созданию которых привлекались специалисты в различных сферах жизнедеятельности, приверженцы разных идеологий, живущие в разных странах мира.
К числу таковых с полным на то основанием можно отнести доклад «Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира», подготовленный фондом «Институт посткризисного мира». В нем обобщены мнения 247 экспертов из 53 стран мира. При подготовке доклада было проведено исследование открытых источников: докладов ООН, Всемирного банка, Международного экономического форума, прочих международных исследовательских организаций, научных монографий, публицистических выступлений в текущей прессе, оценок международных рейтинговых агентств и аналитических центров.
Не может не обратить на себя внимание то, насколько выводы исследования совпадают с видением будущего мира, изложенного Нурсултаном Назарбаевым в «Стратегии-2050».
Нас ждет новая «эпоха противоречий». Ближайшие 30-40 лет станут периодом глобальной борьбы интересов, столкновения трендов и обострения всех проблем. Вспомните, те десять вызовов, о которых говорит Президент в своем Послании народу Казахстана.
По мнению экспертов, устойчивая формула успеха — передовые технологии плюс человеческий капитал — дополняется еще одной важнейшей переменной. Это эффективность государственного управления. Долгосрочное государственное планирование, сильная роль государства в поддержке конкуренции и ответственности национальных элит. Для постсоветских стран эти факторы возрастают многократно.
Важным ресурсом развития государства становится его внутреннее цивилизационное многообразие — этническое, культурное, религиозное. С точки зрения управляемости мононациональные государства имеют лучшие шансы.
В то же время в условиях глобализации роста значений транснациональных корпораций и творческих индустрии в более выгодном положении оказываются многонациональные страны. Поскольку на стыке различных ментальностей рождаются новые комбинации в области управления, науки, творчества.
Однако превратить в конкурентное преимущество этот ресурс можно только при условии отсутствия межкультурных и межконфессиональных противоречий и наличия межнационального мира и взаимопонимания, которого удалось добиться очень немногим полиэтничным странам. И в числе этих немногих стран Казахстан занимает лидирующие позиции.
В целом в исследовании очень большое внимание уделяется постсоветским странам и центральноазиатскому региону. И в числе стран, которые добились весомых успехов и имеют хорошие шансы на еще более успешное будущее, Казахстан называется чаще других.
У Казахстана к 2050 году появляется шанс войти в число новых «азиатских тигров» наряду с Индонезией, Вьетнамом, Ираном. Для нашей республики — это обеспечивается за счет развития промышленности, индустриализации, курса на «зеленую» экономику, высокого уровня образованности граждан, удобного географического положения и природных ресурсов.
Казахстан — единственное из постсоветских государств, вошедшее в первую пятерку претендентов на статус «новых азиатских тигров» и в список государств, которые сегодня не состоят в клубе G20, но могут добиться мощного успеха. Кроме того, мы — единственная страна не из числа крупнейших экономик, которая вошла в топ-лист государств с наиболее интересным опытом стратегического планирования.
В качестве «нового тигра» Казахстан может стать локомотивом развития для центрально-азиатских стран.
Устойчивость и успехи страны везде и всегда во многом зависят от лидера государства. В докладе указаны те руководители, которые в наибольшей степени способствовали успеху развития своих государств. В первой пятерке — Нурсултан Назарбаев. Более того, Президент Казахстана в десятке самых авторитетных политических лидеров современности, которых эксперты назвали потенциальными миротворцами в очагах напряженности.
Любой стране нужен тот, кто способен почувствовать себя частью истории, национальный лидер, государственник, который способен задать направления развития общества. Его задача — восстановить историческую наследственность, объяснить взлеты и падения, все перипетии на пути становления нации.
В Казахстане такой Лидер есть. Его глобальное видение перспективы совпадаете прогнозами авторитетных научных исследований. Поэтому мы этим прогнозам верим. И не просто верим, а закладываем в основу построения наших жизненных планов, неразрывно связанных с судьбой страны.
Нина МИТЧИНОВА.