Религиоведческий информационно-консультативный центр «Сана» провел обучающий семинар для психологов средних школ, высших и средне-специальных учебных заведений города Кокшетау на тему «Ранняя диагностика зависимого поведения. Роли и маски».
Целью семинара, по словам руководителя центра Гульнары Оразбаевой, явилось разъяснение негативного воздействия деструктивных культов, распространенных в среде молодежи, предупреждение опасности влияния на юношество экстремистских идеологий с целью манипулирования их поведением и сознанием.
На семинаре шла речь о необходимости формирования навыков разграничения конструктивного и деструктивного социально-психологического поведения, каким образом определять признаки и параметры социально-психологического насилия и психологических травм.
Особенно ярким стало выступление гостьи из Костаная, психолога Натальи Беспалько, которая провела интересные тренинги, помогающие пострадавшим от деструктивных культов выйти из психологической зависимости.
Ее практикум «Ранняя диагностика зависимого поведения» помог обучающимся высветить те роли, что играют попавшие в ловушки жертвы культов. Когда парализована воля и сознание человека, особенно, если это несовершеннолетние, подростки, у которых еще не сформирована в силу юного возраста тормозная воля.
Наталья Беспалько отметила актуальность своевременного выявления зависимого поведения ребенка. Что же следует понимать под зависимостью? Это расстройство личности, состояние, при котором человек зависит от определенных действий и манипуляций, от которых испытыва-етудовольствие, своего рода форма ухода от реальности. Чаще всего зависимости подвержены дети, живущие в дисфункциональной семье, то есть в семье, в которой отсутствует взаимопонимание. На семинаре школьные психологи учились выявлять, как такая семья влияет на характер ребенка, какие существуют типы зависимого поведения.
К примеру: «семейный герой», тот, кто всегда действует по правилам. Его отличают одиночество, смятение, тревожность, излишняя чувствительность. Как правило, рано уходит из семьи. Возможное будущее: манипулируем, вечно правый, не умеет сказать «нет», но при получении психотерапевтической помощи это станет компетентный, организованный, удачливый человек.
Или же тип «потерянный ребенок» — одинокий, тихоня — мечтатель, избегающий конфликтов и привязанный к вещам, испытывающий чувство ненужности, заброшенности, его как бы нет в семье, он необременителен для окружающих. В случае отсутствия помощи психолога этот нелюдимый, не имеющий вкуса кжизни индивид, при поддержке — креативный, уверенный, созидательный, находчивый лидер.
Сегодня распространена социофобия — подростки, молодежь безвылазно предпочитают сидеть дома у компьютера, погрузившись в мир Интернета, избегают живого общения, заменяя его виртуальным.
Неважно, куда человекуходит от социума: в бутылку, опиум или игру, или в секту. Важно, откуда он уходит. Из семьи, где его не понимают, не принимают.
И где он ищет пристанища, где его находит. Секта внушает такому человеку, мы не такие, как все, у нас свой, особый мир, и если ты не наш, это наказуемо, тем самым исподволь внушая невозможность жить иначе.
Нужная и полезная информация, полученная психологами на обучающем семинаре, очень пригодится им на практике, тем более, что всем участникам были розданы методические материалы о формировании устойчивого отрицательного отношения к экстремистской идеологии, изучении взрослыми диагностики склонности детей и молодежи к зависимому поведению.
На семинаре были удачно использованы презентации центра «Сана», особый интерес вызвал просмотр фильма «Покаяние».
Акмарал ЖАНДОС.