Говоря о Казахском педагогическом колледже имени Ж. Мусина нельзя не заметить многонациональность студенческого коллектива. А сами педагоги отмечают: с каждым годом количество учащихся других национальностей, желающих не только изучать здесь государственный язык, но и преподавать его, неуклонно растет. К примеру, на факультете казахского языка и литературы этого учебного заведения учатся представители более десяти разных этносов. Ребята наряду с занятиями участвуют в республиканских соревнованиях и стабильно занимают призовые места.
Двадцатилетняя третьекурсница Надежда Лошкова — будущий учитель начальных классов признается: общаться на казахском ей проще, чем на своем. Когда-то родители отдали первоклассницу в школу с государственным языком обучения, сделав ставку на ее способности. Конечно, рады, что оказались дальновидными, отличным успехам дочери в учебе можно позавидовать. И гордиться. К слову, Надя из большой дружной семьи, где по ее стопам пошли младшие брат и сестры. Откровенно говоря, сегодня трудно понять, какой из двух языков — казахский или русский — для Нади родной. После окончания колледжа она планирует поехать работать в родное село Акадыр Зерендинского района, по Программе «С дипломом в село». Надежда делится: «Мечтаю, чтобы моя работа способствовала увеличению числа людей, которые будут свободно говорить на казахском языке. После окончания 9-го класса я поставила перед собой цель — стать учителем в казахских классах».
Наталья Лукияник, уроженка соседней Северо-Казахстанской области, в этом году завершает образовательный курс по специальности «Казахский язык и литература». Также, как и наша первая героиня, Наташа в своем селе училась в классе с государственным языком обучения в смешанной школе. Решение было принято на семейном совете. «Родители объяснили мне, что, поскольку русским я владею с детства, то в школе нужно углубленно изучать казахский. Я очень благодарна им за это решение. Первым на-
ставником и помощником стала мама -наполовину казашка», — рассказывает собеседница. Результат не заставил себя ждать — школу девушка окончила на «отлично» и приехала поступать в колледж, выбрав филологию.
Людмила Миронова наизусть цитирует Абая. Три года назад она окончила рус-скую школу в селе Сергеевка Атбасарского района. Вначале выучить государственный язык казалось просто любопытным экспериментом. Потом ее успехи в овладении им стали очевидными, но, по словам Людмилы, настоящий интерес к языку пробудило знакомство с
произведениями классиков казахской литературы. Сейчас Людмила — студентка 3-го курса филологического факультета. В прошлом году девушка приняла участие в республиканском конкурсе «Абай оқулары» в столице и заняла первое место, а ныне выступала как член жюри областных Абаевских чтений. Освоение казахского языка — это необходимость, веление времени, считаетона. Кстати, Людмила свободно изъясняется на трех языках, успев окончить специальные курсы английского.
«Знать государственный язык обязан каждый казахстанец. Вскоре без казахского невозможно будет обойтись. Я свой выбор сделала, решив изучать не просто государственный язык, а казахскую филологию»,- говорит ее одноклассница, теперь однокурсница Анастасия Шумахер. По окончании колледжа, Настя, как и ее подруги, планирует поступить в вуз. «Хочу стать хорошим педагогом»,-отмечаетона. Наверное, потому что подлинный интерес к государственному языку пробудила школьный учитель Гульнар Садвакасова, а в колледже помогали опытные преподаватели.
В колледже уверены, что языковая политика государства дает свои плоды. Родители не перестают радоваться, когда видят как дети, еще недавно не знавшие даже языковых азов, постепенно овладевают не только стойкими навыками речи, но и поражают глубокими знаниями литературного языка, стилистическими нормами. Можно это назвать феноменом?
Аэлита ТАЕВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.