Сегодня широкомасштабное реформирование жилищно-коммунального хозяйства в рамках Программы модернизации ЖКХ на 2011 — 2020 годы направлено на повышение качества жизни граждан и повышение уровня комфорта жилья.
Решение этих задач основывается на модернизации систем тепло, газо- и электроснабжения, в приведении многоквартирных жилых домов в нормативное состояние и в повышении эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства.
В Программе модернизации предусмотрены целевые показатели, которые можно разделить на количественные и качественные. Так, к 2020 году планируется модернизировать более 81 тысячи км. сетей водо-, тепло-, электро — и газоснабжения, из этого объема к 2015 году будет модернизировано 31 тыс. км. сетей, из них: по Программе модернизации ЖКХ — 24,4тыс. км, по Программе «Ақ бұлақ» — 6,7тыс. км. Долю объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта предлагается снизить к 2020 году до 10- ти процентов, а к 2015 году с 32 до 22-х процентов.
Ставится качественная задача — достичь, чтобы не менее 50 процентов потребителей к 2015 году в каждом регионе страны были удовлетворены качеством коммунальных услуг, а доля объектов самостоятельно обеспечивающих нормативную эксплуатацию жилого фонда составляла 80%.
Так, в целях модернизации инженерных сетей и достижения запланированных показателей в 2011-2012 годах было обследовано — 2 217,16 км сетей теплоснабжения.
В 2011 году — в восьми городах (г.Костанай, г.Уральск, г. Талдыкорган, г. Тараз, г. Караганда, г. Кызылорда, г. Актобе, г. Шымкент) общей протяженностью 1 143,16 км. В 2012 году были обследованы сети теплоснабжения в Ал маты, Астане, Караганде, Усть-Каменогорске. На основании полученныхданных разрабатываются среднесрочные и долгосрочные планы ремонта и развития коммунальной инфраструктуры, что позволит внедрение новых технологических решений, направленных на уменьшение эксплуатационных затрат.
В 2011 -2012 годах в рамках Программы было реализовано 107 инвестиционных проектов по модернизации, реконструкции и ремонту сетей и объектов коммунального хозяйства. За два года реконструировано инженерных сетей протяженностью порядка 1 167,6 км, втом числе 131,2 км -теплотрасс, 517,2 км — электролиний, 519,2 — сетей газоснабжения, 14 — котельных.
В рамках реализации программы «Ақ бұлақ» в 2012 году построено и реконструировано сетей водоснабжения и водоотведения — 4 302 км. Это позволило достичь индикатор предусмотренный в Программе «Протяженность модернизированных сетей» в 2012 году. При плане 4,8 тыс. км факт составил — 5,2 тыс. км.
Существующие на сегодня нормативно-технические документы в сфере жилищно-коммунального хозяйства устарели. Высокая аварийность инженерных сетей характеризуется низкой инновационной активностью, что в значительной мере приводит к снижению качества предоставляемых коммунальных услуг и не рациональным потерям.
Для решения сложившейся ситуации сегодня проводится работа по пересмотру действующих и разработка новых НТД, которые устанавливают обязательные минимальные границы, исходя из требований по снижению энергопотребления, соблюдению санитарно-гигиенических, противопожарных, комфортных условий проживания.
Всего в 2010-2012 годах было разработано и переработано порядка 74 нормативно-технических документа в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
С целью улучшения условий проживания граждан и приведения эксплуатационных качеств многоквартирных жилых домов в соответствие с установленными требованиями в рамках данной Программы в 2011 году был начат капитальный и текущий ремонт общего имущества объектов кондоминиума по двум механизмам финансирования.
По данным местных исполнительных органов 50,1 млн. кв.м или 32% жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте, в частности: фасада дома, кровли, герметизации стыков стеновых панелей, балконов, подъездов, а также инженерных систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации. Как правило, капитально ремонтировать, или производить их замену нужно каждые 20-30 лет.
В целом по республике сегодня проводится масштабная работа по замене инженерных коммуникаций, ремонту крыш и фасадов жилых многоквартирных домов.
Всего за два года на проведение ремонтных работ выделено из бюджета 7 842 млн. тенге на ремонт 1 358 многоквартирных жилых домов.
В2011 году за счет выделенных средств из резерва Правительства РК по двум механизмам финансирования выделено 7 342 млн. тенге на ремонт 571 многоквартирных жилых домов, из них:
— по первому механизму выделены средства местным исполнительным органам в объеме 1 842,0 млн. тенге на капитализацию социально-предпринимательских организаций (СПК). Завершены ремонтные работы в 98 домах, в 5 домах ремонтные работы продолжены (Кызылординская — 1 дом, Северо-Казахстанская — 3 дома, г. Астана — 1 дом), не начаты ремонтные работы в Южно-Казахстанской области — 7 домов;
— по второму механизму выделены средства местным исполнительным органам в объеме — 5 500 млн. тенге на капитализацию специализированных упол-номоченныхорганизаций (ТОО, ГКП). Завершены ремонтные работы в 459 домах, а в 2 домах продолжены (Акмолинская-1 дом, г.Алматы-1 дом).
Возврат средств по первому и второму механизмам финансирования по завершенным домам 2011 года составил — 958,1 млн. тенге, что составило 13,0% от общей выделенной суммы.
В 2012 году из республиканского бюджета выделены средства в объеме 10 500 млн. тенге на ремонт 787 домов:
— по первому механизму выделены 5 000 млн. тенге. Завершены ремонтные работы в 227 домах, продолжается ремонт в 49 домах (Акмолинская — 1 дом, Атырауская — 5 домов, ВКО — 10 домов, ЗКО — 6 домов, Кызылординская — 12домов, Мангистауская — 2 дома, Павлодарская — 3 дома, ЮКО — 6 домов, г. Астана — 4 дома), не начаты ремонтные работы в 38 домах (ЗКО — 23 дома, Мангистауская — 6 домов, г.Алматы — 9 домов);
— по второму механизму выделены средства местным исполнительным органам в виде кредита под 0,1% годовых на 7 лет в объеме — 5 500 млн. тенге на ремонт 473 многоквартирных жилых домов. Завершены ремонтные работы в 433 домах, продолжаются ремонтные работы в 33 домах (Акмолинская — 4 дома, Атырауская -1 дом, ЗКО — 7 домов, Кызылординская — 13 домов, Павлодарская — 5 домов, СКО- 3 дома), не начаты ремонтные работы в Западно-Казахстанской области — 7 домов.
Возврат средств по первому и второму механизмам финансирования по завершенным домам 2012 года составил — 42,5 млн. тенге, что составило 0,4% от общей выделенной суммы.
Кроме того, в 2012 году за счет возвратных средств 2011 года проводятся ремонтные работы в 22 домах на общую сумму 285,3 млн. тенге, из них завершены ремонтные работы в 9 домах (Северо-Казахстанская область). Продолжаются — в Восточно-Казахстанской области (4 дома) и г. Астане (9 домов).
В реализации механизмов ремонта жилых домов предусмотрена адресная поддержка социально уязвимых граждан в соответствии с Правилами предоставления жилищной помощи, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2314.
Анализ показывает, что большие непроизводительные потери энергоресурсов сегодня имеем именно вжилищном секторе. За 2010-2012 годы проведены энергетические обследования в 835 зданиях. В результате проведения энергоаудита получены достоверные данные о том, насколько здание соответствует действующим в данной сфере нормам и стандартам. Сегодня, учитывая ошибки прошлых лет, в рамках Программы делается упор на формирование «эффективного собственника». Как отметил Глава государства, «собственники квартир должны реально участвовать в процессе управления домами и реально ощущать выгоды от этой Программы».
Поэтому в апреле 2012 года и в феврале 2013 года в Программу модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы были внесены поправки, а именно:
1) объединение двух механизмов путем перехода на трансферты специализированным уполномоченным организациям с 2013 года;
2) установление прогрессирующего объема предварительных накоплений собственников:
с 2013 года-3%; с 2014 года-5%; с 2015 года-7%;
3) для малообеспеченных семей (граждан) размер платежей за выполненные работы за 1 кв. метр полезной площади помещения (квартиры) в месяц не должен превышать5 % от МРП».
Кроме того, внесены дополнения в Программу в части подробной регламентации действий всех участников ремонта домов: акимата, специализированной уполномоченной организации, органа управления объектом кондоминиума и общего собрания собственников помещений (квартир).
Для активизации собственников квартир в выборе видов работ и удешевления их стоимости им предлагаются виды ремонта с указанием ориентировочной стоимости работ.
Первый вид «Подвал» включает в себя работы по ремонту общедомовых сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, установку общедомового прибора учета тепловой энергии и автоматизированной системы регулирования теплопотребления в зависимости от температуры наружного и внутреннего воздуха, проведение энергосберегающего освещения, ремонт стен, потолка и пола подвала.
Второй «Подъезд»: установка энергосберегающих подъездных окон и дверей, домофона, почтовых ящиков и прочего подъездного оборудования, ремонт подъезда.
Третий «Кровля»: ремонт и утепление кровли энергосберегающими материалами, при этом возможно изменение конструкции с плоской на скатную.
Четвертый «Фасад»: ремонт и утепление фасада, изменение внешнего вида жилого дома.
Пятый «Лифт»: ремонт либо замена лифтов и лифтового оборудования.
Шестой «Текущий ремонт» включает в себя выборочный текущий ремонт отдельных элементов и конструкций зданий.
Таким образом, собственники квартир (помещений) сами могут выбрать пакеты исходя от состояния жилого дома.
В целом, итоги реализации Программы за 2011-2012 годы указывают на необходимость постоянного совершенствования механизмов исполнения плана мероприятий, совершенствования нормативной правовой базы жилищно-коммунального хозяйства, поскольку реформа сферы жилищно-коммунального хозяйства носит не только практический, но и социальный характер.
Аскар КАСЕНОВ,
по данным АО «Казцентр ЖКХ» при Министерстве регионального развития РК.