Реформа системы пенсионного обеспечения была начата с 1998 года с принятием решения о постепенном переходе солидарной системы пенсионного обеспечения на накопительную.
При переходе к накопительной системе сохраняется право граждан на солидарную пенсию, при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 года и заработной платы, за любые три года подряд, начиная с 1995 года. Обязательный для назначения полной пенсии трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и 25 лет — для мужчин. В том случае, если при выходе на пенсию имеется требуемый трудовой стаж, но по тем или иным причинам не могут быть предъявлены сведения о доходах, назначается минимальная пенсия (в текущем году — 19066 тенге).
Так как в Казахстане действует трехуровневая система пенсионного обеспечения, то по достижении пенсионного возраста также назначается базовая пенсионная выплата, независимо от стажа и дохода (в текущем году — 9330 тенге). Третий уровень — за счет добровольных пенсионных взносов.
Однако, начиная с 2018 года — для женщин и 2023 года — для мужчин, солидарные пенсии будут назначаться в неполном и все уменьшающемся размере в связи с сокращением трудового стажа, который имелся у выходящих на пенсию до 01.01.1998 года. Назначения солидарных пенсий сохранятся до 2043 года.
Предполагалось, что уменьшение размеров солидарных пенсий будут компенсировать выплаты из накопительных пенсионных фондов. Однако относительно непродолжительное существование и недостаточная эффективность накопительной системы не обеспечивает приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
В этой связи Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» поручил Правительствуй Национальному банку РК принять меры по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.
Первым и основным элементом успешного функционирования накопительной пенсионной системы (НПС) является всеобщий охват ее услугами. И если сейчас не решать эту проблему, то это может привести к тому, что большая часть населения страны останется вне социального обеспечения, так как не сможет накопить достаточного объема пенсионных накоплений для адекватного уровня пенсионного обеспечения.
Модернизация пенсионной системы и предусматривает решение таких проблем, как: первое — расширение охвата занятого населения услугами накопительной пенсионной системы, второе — адекватное пенсионное обеспечение женщин, третье — пенсионное обеспечение лиц, занятых во вредных условиях труда.
Для расширения охвата населения накопительной пенсионной системой планируется комплекс мер по формализации занятости и доходов наемных работников, самозанятого населения и стимулированию их участия в системе пенсионных накоплений через усиление гарантий минимального пенсионного обеспечения.
Сегодня в рамках накопительной пенсионной системы из общего числа индивидуальных пенсионных счетов на долю женщин приходится 3,8 млн., или 45 %. Средние размеры пенсионных накоплений женщин ниже на 25%, чем у мужчин.
Если к тому же принять во внимание, что период жизни после выхода на пенсию (дожитие) у женщин (20,8 года) значительно больше, нежели у мужчин (12,9 года), то возможность адекватного пенсионного обеспечения женщин в сложившихся условиях маловероятна. В этой связи одним из направлений модернизации пенсионной системы стала унификация пенсионного возраста женщин.
Вместе с тем очевидно, что для установления более высокого нормативного пенсионного возраста для женщин необходимо создать соответствующие условия и осуществлять его поэтапно. Что касается занятости, то для этого предстоит принять действенные меры по повышению уровня занятости и сохранению рабочих мест за женщинами предпенсионного возраста.
Для обеспечения непрерывности пенсионных взносов и увеличения объема накоплений предлагается ввести субсидирование обязательных пенсионных взносов женщин в период ухода за ребенком, а также более широкое использование возможностей социального страхования.
Третье направление модернизации — переход от добровольной к обязательной профессиональной системе пенсионного обеспечения граждан, занятых в особых условиях труда. Предлагается дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников ввести обязательные профессиональные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда. При этом работодатели будут отчислять обязательные профессиональные пенсионные взносы только по видам производств, отнесенных к вредным, и только лицам, занятым в них. Перечень видов производств и список профессий работников, занятых во вредных производствах, будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться. В результате предлагаемого преобразования не увеличится нагрузка на работодателя, так как отч ис-ляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.
Назипа САЛИНГРЕЕВА,
начальник отдела социального обеспечения департамента по контролю и социальной защите по Акмолинской области.