Модернизация Пенсионной системы
Уважаемые жители области! В настоящее время в стране разворачивается модернизация пенсионной системы. На эту тему у нас уже проходил ряд публикаций. Начиная с текущего номера, мы открываем специальную рубрику «Модернизация пенсионной системы», под которой продолжим публиковать материалы на эту тему. Кроме того, при редакции «АП» открыта «горячая линия», по телефонам которой (40-13-83 и 40-13-28) можете задавать свои вопросы по тем или иным аспектам пенсионной системы, накопительных пенсионных фондов и другим проблемам.
В 1998 году Казахстан приступил к реформированию пенсионной системы и осуществлению постепенного перехода от социального принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений. В результате проведенной реформы, осуществленной с учетом международного опыта функционирования систем социального обеспечения, в Казахстане была создана и функционирует многоуровневая система пенсионного обеспече-ния. На основе устойчивого социально-экономического развития увеличено финансирова-
ние пенсионной программы. Обеспечен неуклонный рост размеров пенсионных выплат. За 14 лет (1998-2012 г г.) минимальный размер пенсий увеличился в 11 раз (с 2 440 до 26 211 тенге), средний — в 10 раз (с 3 964 до 38 765 тенге), максимальный — в 7 раз (с7256 до 56047тенге).
Вместе с тем средний размер пенсий (с учетом базовой пенсионной выплаты) на 1 января 2013 года составил 41912 тенге или немногим более 40% среднемесячной заработной платы одного работника (СМЗ) по экономике в целом.
При этом размеры пенсионных выплат из солидарной системы в перспективе будут уменьшаться в связи с ее убыванием (уменьшается трудовой стаж граждан, накопленный до 1.01.1998 года). Предполагалось, что это уменьшение будут компенсировать выплаты из накопительных пенсионных фондов. Однако относительно непродолжительное существование и недостаточная эффективность накопительной пенсионной системы не обеспечивают социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
В этой связи Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» и выступлении на расширенном заседании Правительства РК23 января 2013 года, поручил Правительству и Национальному банку РК принять меры по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.
Говоря о целях и об особенностях модернизации пенсионной системы следует отметить две: обеспечение соответствия пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровнюжизни в стране, и финансовой устойчивости системы.
Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном — в солидарной и накопительной компонентах, и добровольном.
Преобразования будут проведены поэтапно с учетом широкого обсуждения и гласности.
Особенность вопросов пенсионного обеспечения состоит в том, что они касаются всех: тех, кто является пенсионером сегодня, и тех, кому необходимо еще заработать свое право на пенсию; мужчин и женщин; занятых и безработных, гражданского населения и военных и т.д.
Исходя из этого, предстоящие преобразования будут осуществлены в интересах человека, предполагая разделение ответственности за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и гражданами непосредственно. В более узком смысле новые подходы будут разработаны и коснутся самостоятельно занятого населения, женщин, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; участников накопительной пенсионной системы.
Ответственными за модернизацию пенсионной системы являются Министерство труда и социальной защиты населения РК; Совет при Президенте РК (представители Правительства, НБ РК, участники финансового рынка и независимые эксперты), и Национальный банкРК, который будет осуществлять управление и инвестирование пенсионных активов, контроль за реализацией инвестиционных стратегий организациями по управлению пенсионными активами.
В рамках внесенного в Мажилис Парламента РК законопроекта «О пенсионном обеспечении» предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы.
Кроме того, межведомственной комиссии при Правительстве РК вынесены на обсуждение вопросы: расширения охвата населения услугами НПС; изменения системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения; унификации пенсионного возраста; перехода от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых в особых условиях труда.
Так, какие же изменения вносятся в пенсионное законодательство?
В Парламент РК внесены законопроекты «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», которые предусматривают развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы.
Вносимые изменения предполагают разделение существующих функций накопительных пенсионных фондов по учету пенсионных счетов вкладчиков и инвестированию их пенсионныхактивов.
Для осуществления управления пенсионными счетами вкладчиков будет создан государственный единый накопительный пенсионный фонд. В его задачу входит:
— надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков, контроль за их состоянием, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением вкладчиков (выезд, достижение пенсионного возраста, смерть и т.д.) и проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам осуществления пенсионных взносов, инвестирования пенсионныхактивов, пенсионных выплат и т.д;
— ведение мониторинга за инвестиционной доходностью пенсионных активов,
— осуществление выплат пенсионных накоплений.
Управление пенсионными активами будет осуществляться Национальным банком РК. Данный выбор обусловлен тем, что Национальный банк РК имеет положительный опыт работы по управлению активами Национального фонда, не аффилирован с коммерческими банками и другими финансовыми группами.
Законопроектом предусмотрено создание Совета по управлению пенсионными активами при Президенте РК. .Персональный состав Совета и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан. Основными функциями Совета явятся: рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ; выработка рекомендаций по перечню разрешенных для размещения пенсионных активов ЕНПФ инструментов.
Таким образом, для обеспечения надежности и финансовой устойчивости пенсионной системы, государство с одной стороны сохранило за собой гарантию сохранности пенсионных накоплений граждан, а с другой стороны будет принимать меры по повышению инвестиционной доходности пенсионных активов.
Чем отличается Единый накопительный пенсионный фонд от действующих накопительных пенсионных фондов?
Отличие может быть прослежено на основе сравнения организационной структуры ЕНПФ, и его функций со статусом ныне существующих частных накопительных пенсионныхфондов.
Единый накопительный пенсионный фонд будет создан в форме акционерного общества на базе АО «ГНПФ». Учредителем и акционером явится Правительство Республики Казахстан.
ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, и, по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы. Функциями фонда явятся также учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.
Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком РК, и ЕНПФ. При этом инвестиционная стратегия будет вырабатываться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ (Совет).
Инвестирование пенсионных активов будет осуществляться Национальным Банком РК в соответствии с инвестиционной стратегией, выработанной Советом. При этом Национальному банку будет представлено право выбора организаций, управляющих инвестиционными портфелями в соответствии с инвестиционной стратегией.
Организациями по управлению инвестиционными портфелями могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность на основании лицензии Национального банка. Либо зарубежные организации, осуществляющие аналогичный вид деятельности в соответствии с законодательством иностранного государства. Основными критериями выбора будут являться возможность обеспечения ими устанавливаемого Национальным банком уровня инвестиционной доходности, результаты прежней деятельности по управлению пенсионными активами, уровень взимаемой комиссии и их деловая репутация.
Пенсионные активы будут храниться в Национальном Банке, который будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и по получению инвестиционного дохода. Такая консолидация и управление пенсионными активами под контролем Национального Банка позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями наших граждан.
Естественно, задать вопрос, что будет с действующими НПФ?
Они могут быть преобразованы в организации, управляющие инвестиционным портфелем, имеющие право участия в соответствующих тендерах при наличии лицензии. Либо в добровольные накопительные пенсионные фонды, привлекающие добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы граждан. Третий путь — это прекращение деятельности, ликвидация фонда.
Граждан не может не волновать, что будет с их пенсионными накоплениями находящихся в НПФ? Однозначно пенсионные накопления вкладчиков будут переведены в ЕНПФ в полном объеме. Каждый вкладчик получит информацию о сумме персональных пенсионных активов, соответствующей их пенсионным взносам и инвестиционным доходам, соответствующей величине персональных пенсионных накоплений, о которой НПФ информировали вкладчиков в начале года.
Единый накопительный пенсионный фонд является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие нового законодательства с вкладчиками (получателями), пенсионные накопления по которым были переданы в единый накопительный пенсионный фонд.
Порядок передачи пенсионных активов частных НПФ в ЕНПФ будет регламентирован на законодательном уровне и осуществлен в сжатые сроки. По обязательным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений.
Можно услышать сомнения в том, не означает ли создание Единого накопительного пенсионного фонда передачу пенсионных накоплений вкладчиков в бюджет, то есть национализацию? Напомним, передача в бюджет пенсионных накоплений предполагает утрату права собственности граждан на свои накопления. Такие меры в 2008-2010 годах (в разгар мирового финансового кризиса) были предприняты для ликвидации бюджетного дефицита в ряде стран. Так, например, в Аргентине и Венгрии пенсионные активы НПФ были полностью национализированы, а страны Восточной Европы и Прибалтики уменьшили ставки обязательных пенсионных взносов. Национализированные пенсионные активы, а также часть обязательных пенсионных взносов, поступающих в бюджет в виде налогов, были дополнительно направлены на финансирование пенсионных программ/выплату пенсий.
В отличие от этого, в создаваемом Едином накопительном пенсионном фонде, будет сохранена система индивидуальныхпенсионныхсчетов вкладчиков, на которые в полном объеме будут переведены индивидуальные накопления граждан из действующих НПФ. При этом, безусловно, будет произведена оценка активов. Но так какпроцедура проведения оценки пенсионных активов потребовала бы дополнительного времени, за основу оценки будут взяты результаты аудита НПФ, проведенные независимыми компаниями по итогам их деятельности за 2012 год. (Национальным банком РК в начале года установлены соответствующие требования к привлекаемым независимым компаниям).
Передача индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их накоплений в ЕНПФ будет проходить в сжатые сроки (после принятия Закона) и строго по графику, определенному Национальным банком.
Передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении будет оформлена актами приема-передачи, подписанными уполномоченными представителями единого накопительного пенсионного фонда, накопительных пенсионных фондов, прежних банков-кастодианов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, ГЦВП и Национального Банка РК.
НПФ, имеющие на дату введения в действие настоящего Закона задолженность перед вкладчиками (получателями) по пенсионным активам, обязаны погасить ее до даты подписания акта.
Расходы, связанные с передачей пенсионных активов и обязательств в ЕНПФ, осуществляются за счет собственных средств НПФ. Действие лицензии НПФ на привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат прекращается с даты, следующей заднем подписания акта приема-передачи всеми уполномоченными представителями.
Каким образом государство планирует обеспечить инвестиционную доходность пенсионных накоплений?
Следует признать, что накопительные пенсионные фонды не смогли достаточно полно использовать возможность размещения пенсионных активов в различные финансовые инструменты. На сегодняшний день, около 87% пенсионных активов размещены в РК. По действующим нормативным правовым актам минимум 20% активов НПФ должны были вкладывать в ГЦБ, до 40% активов могут быть размещены за границей. По факту получилось следующее: доля ГЦБ составляет 50,5%, иностранных активов — 9%. НПФ реально перестраховались и переинвестировали накопления в ГЦБ внутри Казахстана. Понятно, риски ниже, но и доходность оказалась низкой.
В этой связи для повышения инвестиционной доходности пенсионных активов, Национальный банк РК будет размещать на конкурсной основе пенсионные накопления граждан среди управляющих компаний. Они будут выбраны с учетом положительного опыта работы на финансовом рынке, обеспечиваемого уровня доходности, величины взимаемой ими комиссии с пенсионных накоплений граждан и деловой репутации.
Будут предприняты меры по диверсификации инвестиционного портфеля (по странам, по классу активов и по валютам), которые должны соответствовать инвестиционной стратегии, определенной Советом по управлению пенсионными активами при Президенте РК. Также будет определен минимальный уровень инвестиционной доходности пенсионных активов для управляющих компаний, ставших победителями конкурса.
Талгат МУСТАФИН.