Помни имя свое

«Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны».
Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

«Родные мои, вы прошли через большие трудности, но не сломались. Сражались насмерть, были отважны. Хочу сказать: воспитайте будущее поколение так, чтобы они были добропорядочными людьми».
Эти сказанные незадолго до смерти слова почитаемого всеми старца Итжана из аула Ортагаш Зерендинского района и сегодня, спустя несколько десятилетий, помнят его многочисленные внуки и правнуки.
И, думается, что так будет долго-долго. Потому что очень бережно в этом славном роду относятся к своим корням, чтят память ушедших, по крупицам собирают сведения о предках… И главным хранителем истории огромной семьи Итжановых стала молодая мама двух детишек, работник нашей областной библиотеки Жадра Аубакирова.
— Не знаю, почему так сложилось, но мне уже в детстве было интересно: откуда мы, почему мы такие, чем славен наш род, — рассказывает она о своем увлечении. — Меня всегда поддерживали мои родители, все наши родственники.
В нашей беседе Жадра не стала уходить вглубь веков, дошедшие предания о происхождении рода от приближенных Кенесары-хана нуждаются, конечно, в документальных подтверждениях. Говорит о времени относительно недавнем, но таком трагическом и славном.
Были у муллы Итжана дочь и шестеро сыновей. Двое старших умерли в младенчестве, трое летом 1941 года года ушли на фронт, а в 1944-м ушел бить врага и младший сын Уали, достигший к этому времени призывного возраста. Он демобилизовался в 1946 году.
Пришли с фронта и средние сыновья – Сергали и Имангали, создали семьи, трудились в родном селе. А вот старшему – Аубакиру – вернуться к родному очагу было не суждено, могилу павшего воина его родные ищут до сей поры. Достоверно известно, что воевал он в составе 106-й казахской кавалерийской дивизии, сформированной в Акмолинской области.
«Свой главный бой воины 106-й конной дивизии приняли под Харьковом в том же 42-м. Против немецких танков у казахских джигитов были шашки и сабли. Казахская кавалерия погибла практически в полном составе. Четыре тысячи лучших сыновей казахской степи навсегда остались там, в украинской земле. Для нас, их потомков, великий подвиг и трагическая гибель героев все эти годы была покрыта тайной…». Так говорится об этой славной дивизии в документальном фильме «Қаһармандар».
Аубакир из Ортагаша, видимо, оказался в числе немногих выживших в этой кровавой мясорубке. В қара қағаз (казахи называли похоронки «черной бумагой»), пришедшей в Зерендинский военкомат, было написано, что он погиб в бою под Киевом в 1944 году.
Но узнали об этом лишь, когда Жадра занялась поисками. Где тогда затерялся документ, по прошествии стольких лет не узнать. В семье долгие годы считали его пропавшим без вести.
Жадра обратилась в Харьковское городское национальное общественное объединение казахстанцев «Birlik». По их информации, Аубакира перенаправили в 212 кавалерийский полк, участвующий в 1943 г. в боях под Сталинградом.
-Так и не знаем точно, когда он погиб, где его могила, — рассказывает Жадра. — Но след его на земле остался. Перед смертью дедушка Имангали не раз говорил, что надо найти дочку Аубакира и ее детей. До войны старший брат в родном ауле не жил, говорили, что встречался с девушкой, был у них ребенок. Где-то в 60-е годы в аул приезжала женщина, говорила, что она и есть его дочь. Приняли ее, как у казахов положено, тепло и хлебосольно. Но потом связь как-то утратилась. Но помнили, что зовут ее Мапруза, а маму – Марьяш. По поводу племянницы Имангали говорил, что очень на нас похожа.
В 2010 году Жадра обратилась в газету «Степной маяк», где велась рубрика «Жди меня». Потомки погибшего воина откликнулись сразу. Теперь общаются со всей большой родней, в прошлом году Мапрузу в последний путь провожали вместе, на могильном камне начертано «Аубакиркызы».
Жизнь, конечно, разбросала потомков Итжана. Но каждый год 9 Мая собираются они в родном ауле, в қара шаңырақ (родовом гнезде), дают поминальный обед, чтят память всех не пришедших с войны земляков.
— Мы обязательно узнаем, где покоится прах нашего дедушки Аубакира, — говорит Жадра. — Это наш долг перед предками и потомками. И книгу с нашим генеалогическим древом выпустим, чтобы передавалась она из поколения в поколение.
Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также