Общие цели и алгоритм взаимодействия

«Я хотел, чтобы наша страна была эпицентром мира, чтобы никогда трагедия войн, религиозных, межэтнических конфликтов не омрачила жизнь наших граждан. Чтобы наши дети и наши граждане не видели столкновений, которые мы видим по всему миру сегодня. Сегодня можно констатировать, что эта моя мечта сбылась».

Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев.

ЭКСКЛЮЗИВ «АП»

Изменения, происходящие сегодня в системе государственного управления, затрагивают и сферу межэтнических отношений, являющуюся одной из важнейших во внутренней политике страны.

О новом содержании основных направлений работы мы беседуем с председателем Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития РК Галымом Шойкиным.

Галым Нурмагамбетович, разъясните, пожалуйста, каков алгоритм взаимодействия возглавляемого Вами комитета и Ассамблеи народа Казахстана? Ведь министерство — структура государственная, а АНК — общественная.

— Спасибо за возможность еще раз донести до читателей информацию о нашей работе. Начну с того, что наш комитет реализует государственную политику в межэтнической сфере. Приоритеты нашей работы — обеспечение мира и согласия между этносами страны. И это наша общая задача с АНК. При этом мы обеспечиваем взаимодействие государства с ассамблеей, анализируем и совершенствуем правовую базу деятельности АНК, занимаемся реализацией Концепции развития АНК до 2025 года…

В структуре комитета функционирует управление по взаимодействию с АНК. Именно наш комитет обеспечивает интеграцию институтов АНК в систему реализации политики государства в межэтнической сфере.

Кроме того, в ведение нашего министерства передано РГУ «Қоғамдық келісім», которое обеспечивает деятельность АНК и взаимодействует с этнокультурными объединениями страны. Именно оно способствует продвижению инициатив и проектов АНК, развитию всех ее общественных структур и направлений деятельности, в том числе в сферах общественного согласия, интеграции этносов, формирования гражданской идентичности, медиации, молодежной политики, благотворительности и др.

Такая же работа проводится и на местном уровне управлениями внутренней политики акиматов областей и региональными КГУ «Қоғамдық келісім».

—  В одном из интервью Вы говорили: «Мы идем к тому, чтобы постепенно изменить имидж АНК». Что именно, по Вашему мнению, в сложившемся имидже надо изменить?

— У некоторых казахстанцев сложился ошибочный стереотип, что АНК занимается лишь вопросами культуры и защищает интересы только определенных этносов и этнических групп. Это совсем не так. На самом деле развитие культуры этносов, творчества, изучение языков — только часть работы АНК. Сфера ее деятельности значительно шире.

Во-первых, Председателем АНК является  Президент РК. Членами АНК — авторитетные общественные деятели, политики, депутаты, бизнесмены, журналисты, творческая интеллигенция, аксакалы…. То есть те категории граждан, которые реально влияют на общественные и политические процессы в стране.

Члены АНК на заседаниях совета, сессий выдвигают инициативы и предложения, способствующие укреплению мира и согласия, улучшению качества жизни казахстанцев.

Во-вторых, АНК имеет свою структуру, в которую входят: сессия АНК, совет АНК, секретариаты АНК, общественные структуры и этнокультурные объединения. По итогам сессий и заседаний совета принимаются важные для страны решения, обязательные к исполнению госорганами, общественными структурами и этнокультурными объединениями АНК. Во всех регионах открыты Дома дружбы, где созданы все условия для деятельности общественных структур АНК: советов общественного согласия, матерей, медиации, клубов журналистов АНК, сети республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы», благотворителей и волонтеров АНК.

На современном этапе мы предлагаем, чтобы АНК в своей деятельности сделала акцент на реализацию просветительских и социальных функций. Для этого следует активизировать взаимодействие со всеми общественными структурами и СМИ страны, чтобы казахстанцы больше знали о ее важной и нужной деятельности.

Мы хотим, чтобы ассамблея стала большой площадкой, где можно было бы совместно с единомышленниками реализовать социально полезные проекты, заниматься благотворительностью, волонтерством, профилактикой конфликтов на межэтнической почве, воспитанием подрастающего поколения, бесплатно изучать государственный и родной языки, знакомиться с культурой, обычаями, традициями… Для молодых и талантливых казахстанцев АНК должна стать прекрасным трамплином для карьерного роста на госслужбе, в общественной и политической деятельности.

Для этого мы разрабатываем типовые модельные планы по дальнейшему развитию структур АНК, новые проекты, ориентированные на интеграцию этносов, формирование общегражданской идентичности казахстанцев.

В целом ассамблея не стоит на месте, развивается в соответствии с запросами общества и современной повесткой дня. И в этом плане важно показать, что АНК — это далеко не только творческие коллективы, а мощная организация с большими возможностями для развития граждан и общества в целом.

Расскажите о деятельности советов общественного согласия АНК? Не дублируют ли они работу общественных советов?

— Важно сказать, что советы общественного согласия были созданы раньше общественных советов, работающих сегодня в каждом городе, районе.

Основной задачей советов общественного согласия АНК является укрепление стабильности в обществе, профилактика конфликтных ситуаций на межэтнической почве. Члены советов — авторитетные и имеющие жизненный опыт представители разных этносов и общественные активисты. Они проводят встречи с населением для выявления проблем, негативно влияющих на межэтнические отношения, и предлагают госорганам меры по их решению. Например, иногда бывает, что в регионах имеются какие-либо образовательные, культурные, религиозные, языковые, ономастические или иные вопросы, которые беспокоят людей разных этносов. Соответственно, советы могут обсудить с госорганами все аспекты проблем, способствовать их решению, либо помочь выработать правильную общественную позицию, объяснить людям беспочвенность их переживаний.

АНК активно занимается медиацией и благотворительностью. В чем их особенность? Есть ли отличие от аналогичной деятельности других общественных организаций?

— Я бы хотел отметить, что эти два направления работы для АНК особенно важны, в них проявляется социальная роль ассамблеи.

Если говорить о медиации, то важно понимать, что профилактика межэтнической напряженности и конфликтности — одна из важнейших задач АНК. Сегодня в Казахстане 1 692 медиатора АНК. Настало время от количества переходить к качеству.

Пусть медиаторов АНК будет меньше, но они должны знать культуру, традиции, историю, часто даже языки этносов, владеть основами этнопсихологии и конфликтологии. Мы должны обеспечивать их необходимыми информационными и методическими материалами, обучать, обеспечивать участие в общественной жизни этносов. Тогда и их профилактическая и постконфликтная медиация и психологическая помощь людям будут более эффективны.

При реализации благотворительных проектов под эгидой АНК считаем важным внедрять принцип взаимопомощи между представителями различных этносов.

Не секрет, что иногда в соцсетях мы встречаемся с фактами пропаганды межэтнической розни. Какую работу вы проводите, чтобы таких фактов было меньше?

— При нашем министерстве функционирует Центр анализа и информации, который в соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации» обеспечивает комплексный мониторинг СМИ и соц-сетей на предмет соблюдения законодательства в различных сферах. Особое внимание уделяется противоправному контенту, затрагивающему сферу межэтнических отношений.

В случаях выявления нарушений в адрес редакций СМИ направляются уведомления о необходимости принятия мер по их устранению. Информация в отношении физических лиц, допускающих пропаганду межэтнической розни, направляется в правоохранительные органы для привлечения к ответственности.

За 2020 и 1 квартал 2021 г. зафиксировано порядка 300 материалов в соцсетях, по которым направлены запросы на удаление в администрации соцсетей и информированы правоохранительные органы.

Хотелось бы напомнить, что статьей 174 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, в том числе с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций.

Каких ошибок следует избегать СМИ в освещении государственной политики в межэтнической сфере?

— В полиэтничном государстве журналист выполняет миссию посредника в межэтническом и межкультурном взаимодействии. Он обращается к массовой аудитории, представляющей разные этнические группы. Поэтому при освещении конфликтных ситуаций рекомендуется опираться на следующие ориентиры: использовать только проверенные официальные сообщения компетентных госорганов; не допускать размещения или перепечатки деструктивных материалов или ссылок на них; стараться не нагнетать ситуацию, распространяя шокирующие кадры с мест события; избегать указания этноса участников конфликта, и напротив, — делать акцент на криминально-бытовой составляющей инцидента, не допуская смещения акцентов в освещении в межэтническую плоскость.

Также очень важно: стремиться к постоянному и тесному взаимодействию со специалистами в сфере межэтники, не использовать уничижительных наименований этносов, насмешек над их культурой и языком, не допускать нетолерантных заголовков в статьях, не упоминать этнические характеристики при описании криминальных событий.

Важно показывать позитивный опыт преодоления проблем, общие интересы граждан Казахстана, независимо от их этнической принадлежности. И конечно, постоянно работать над повышением профессиональной квалификации в сфере этножурналистики. Этому должны способствовать действующие в каждом регионе Клубы журналистов АНК.

Для методической поддержки журналистов мы разработали пособие: «Современные инструменты информационной работы: формирование информационной повестки дня, медиаграмотность и фактчекинг». Регулярно организуем семинары, материалы которых направляем в регионы.

—  Ваши пожелания акмолинцам в День единства народа Казахстана.

— За 30 лет Независимости более 100 этносов Казахстана стали одной дружной семьей. Первый Президент страны — Елбасы внес огромный вклад в сохранение мира и согласия.

Межэтническое согласие всегда было и будет главным приоритетом внутренней политики страны. Именно поэтому ежегодно мы празднуем 1 мая — День единства народа Казахстана. Для казахстанцев толерантность, межэтнический мир и согласие — это не просто слова, это образ жизни. Это наша общая заслуга.

Акмолинцы всегда отличались трудолюбием, интеллигентностью, честностью, стремлением к образованию, особой теплотой и вниманием друг к другу. Поэтому в регионе очень бережно относятся к сохранению и укреплению мира и согласия.

В День единства народа Казахстана хочу пожелать всем казахстанцам мирного неба, согласия и дружбы, благополучия и достатка в каждой семье.

—  Галым Нурмагамбетович, примите самые искренние поздравления акмолинцев. Спасибо за столь содержательное и интересное интервью.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также