Юбилей как повод…

Автор и организатор популярной казахстанской общественной премии «Халықтың сүйіктісі» — «Народный любимец», член Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Национальной палате предпринимателей «Атамекен», член Экспертного совета Премии Президента РК «Алтын сапа»…

К этому далеко неполному перечню званий известного общественного деятеля Галыма Байтука добавилось и звание почетного профессора КУ им. Ш. Уалиханова, где он теперь работает проректором по социально-культурному развитию. Градуса общественной активности при этом не снижает.

Бесспорных оснований для того, чтобы при праздновании 50-летнего юбилея говорить о заслугах Галыма Симбековича — предостаточно. Но он пошел другим путем. Участники международной конференции «Роль блогосферы в развитии гражданского общества: реалии и перспективы», приуроченной к этой значимой для каждого человека дате, хорошо понимают, что лучшим поздравлением для юбиляра — одного из самых активных казахстанских блогеров — будет обсуждение актуальных проблем этого ставшего очень важным сегмента общественной жизни. Прошла конференция, конечно, в режиме онлайн.

— Совсем недавно никто не думал, что блогосфера станет одним из механизмов формирования ценностей и повестки дня, — говорил депутат Мажилиса Парламента РК от партии «Nur Otan» Ерлан Саиров. — И это данность, с которой важно и нужно считаться.

Ерлан Биахметович убедительно говорил о том, что, если молодые приходят в политику через социальные сети, в этом ничего предосудительного нет. В политике должна быть конкуренция. Социальные сети стали дополнительным каналом продвижения не только личных интересов отдельных людей, но и интересов больших социальных групп.

Причем, если на Западе они в основном используются для личного общения, то у нас — для обсуждения социальных, политических вопросов.

На весьма сложный вопрос, возможно ли в принципе блогосферу регулировать, Ерлан Саиров ответ дает отрицательный: «Ее уровень таков, каков уровень общества в целом. Поднимать нужно общий уровень культуры. Через социальные сети можно и нужно проводить государственные ценности. Но делать это тонко и ненавязчиво».

Директор Института философии, политологии и религиоведения Серик Сейдуманов в своем докладе «Эволюция виртуального социума блогосферы», отмечая роль социальный сетей как организаторов дискуссий, акцентировал внимание на необходимости обновления взаимоотношений государства и общества.

С этой точкой зрения согласен и первый проректор Северо-Казахстанского университета им М. Козыбаева Ербол Исакаев: «Блогосфера в большинстве своем дает правдивую, оперативную информацию, доступную огромному количеству людей. Социальные сети надо рассматривать как индикатор общей культуры нашей молодежи».

—  Всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз, и наоборот, — это высказывание Фридриха Ницше стало лейтмотивом доклада доктора истории (PhD), сотрудника научного отдела Музея Второй мировой войны (г. Гданьск) Дмитрия Панто.

Он говорил о реальной опасности, грозящей активным пользователям социальных сетей, утратой правил хорошего тона: «Неподготовленный человек может потеряться во мнениях». Ученый считает, что главным «противоядием» этому должна стать опора на факты. А ими участники дискуссий часто не только пренебрегают, но и искажают. Часто преднамеренно.

— Диалог — больше чем дискуссия. В истинном диалоге человек заведомо и добровольно признает, что он может быть не прав, — говорил Дмитрий Панто.

Доцент Уральского федерального государственного университета имени Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина Алексей Скуратов приводил примеры недавних медиаскандалов, связанных с неудачными, по его мнению, высказываниями известных политиков и общественных деятелей. Причины этого он усматривает в кризисе официальных каналов информации и языковом разрыве между блогерами и представителями органов власти.

Президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров, анализируя мировой опыт регулирования блогосферы, отмечал, что в большинстве стран мира «регулируется только информация». К примеру, в Германии администраторы сайтов в течение 24 часов обязаны удалить всю противоправную информацию. В США слово «блогер» вообще не употребляется. Людей, активно продвигающих в социальных сетях не только товары, но и идеи, обозначают терминами, производными от слова «маркетинг». Их деятельность регулируется законами о СМИ, торговле… Но никаких специальных законов нет. Обязательны маркировка «на правах рекламы», уплата налогов с доходов, получаемых от деятельности в социальных сетях.

Не менее интересными были и выступления других участников конференции. «Его пример — другим наука», — эти ставшие нарицательными пушкинские строки как нельзя лучше описывают пользу избранной Галымом Байтуком формы проведения юбилея как повода для размышлений и выводов.

Вопрос взаимодействия традиционных СМИ и социальных сетей на этой конференции не рассматривался. Но об этом мы уже беседовали с Галымом Симбековичем.

Смею предположить, что сам факт того, что развернутая информация о конференции, посвященной развитию блогосферы, публикуется в печатном издании — областной общественно-политической газете — и есть один из ответов. Мы тоже ищем формы взаимодействия.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также