Новые вызовы и новые перспективы

12 АПРЕЛЯ -ДЕНЬ РАБОТНИКОВ НАУКИ

В преддверии замечательного праздника казахстанских ученых мы беседуем с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, председателем правления ТОО «Научно-производственный центр зернового хозяйства им. А.И. Бараева» Нурланом Серекпаевым.

Нурлан Амангельдинович, в начале 90-х годов прошлого столетия молодые люди стремились в торговлю, выбирали профессии юриста, экономиста… Вы же начали заниматься научной деятельностью. Что повлияло на Ваш выбор?

— Не буду скрывать, что с детства хотел быть юристом. Но «крестьянская жилка» оказалась сильнее. Я в селе родился и вырос, после школы успел поработать и в полеводческой, и животноводческой бригадах. После службы в армии вернулся в родное село. Когда наш агроном, управляющий отделением узнали, что хочу поступать на юридический, то уговорили, убедили поступать в сельскохозяйственный вуз по целевому договору. Всегда буду благодарен им за это.

Так я стал студентом агрономического факультета Целиноградского сельскохозяйственного института. В студенческие годы наши замечательные преподаватели, видимо, пробудили то, что уже было заложено с детства — любовь к земле, показали, что агрономия — это увлекательная, живая, всегда нужная наука.

Студентом я стал еще в СССР, диплом получал в суверенном Казахстане. «Отрабатывать» было негде, совхоз, по направлению которого я учился, уже расформировали. Меня распределили на кафедру растениеводства стажером-исследователем. Далее — очная аспирантура, защита кандидатской диссертации в 1998 году, через 10 лет — докторской.

Все эти годы меня поддерживал мой научный руководитель, наставник, Николай Иванович Можаев, с которым до сих пор поддерживаю связь и консультируюсь по многим вопросам.

Насколько изменилась ситуация в аграрной науке за эти годы? Кто сегодня становится ученым?

— За 30 лет Независимости произошли кардинальные изменения. Честно говоря, в первые годы после распада СССР не только у нас, всем было не до науки. Связи нарушены. Надо было экономику из кризиса выводить, налаживать производство. В науке оставались самые преданные ей люди.

Но даже тогда финансирование, конечно, несравнимое с прежним, но продолжалось. Адаптироваться к рыночным отношениям всем было сложно. Ученым — особенно. Но сумели перейти на новые конкурсные формы финансирования.

Сегодня в науку пришли молодые перспективные ученые. Многие повысили квалификацию на хороших международных стажировках, обучились в ведущих мировых научных центрах. Хорошо владеют международным языком науки — английским. Участвуют в научных конкурсах, пишут проекты.

Сегодня государство хорошо поддерживает молодых ученых, их пул с каждым годом растет. Ежегодно объявляются конкурсы для ученых до 35 лет. В качестве примера могу привести наш родной университет, КАТУ им.С.Сейфуллина. За последние три года количество молодых научных руководителей проектов грантового финансирования увеличилось в три раза.

В нашем научном центре функционирует Совет молодых ученых, их пул составляет 33% от общего количества научных сотрудников. Планируем к 2024 году довести этот показатель до 43%. С будущего года внедрим систему собственных научных грантов из внебюджетных средств для молодых ученых.

—  Как реализуется положение Программы развития НПЦЗХ: «Предоставление научным сотрудникам широких возможностей для профессионального развития, в том числе путем совмещения научно-исследовательской деятельности с преподаванием, деятельностью по продвижению научных результатов».

— Одним из приоритетных направлений развития является привитие практических навыков, прохождение профессиональных и исследовательских практик обучающимися, повышение квалификации специалистов производства через Центр компетенции.

Речь идет о проведении лабораторно-практических занятий, научных исследований студентами, магистрантами, докторантами в лабораториях, на технологических платформах… О привлечении научных сотрудников к руководству дипломными работами, магистерскими и докторскими диссертациями. Необходимо наладить интеграцию науки — образования — производства. Эта триада должна реально заработать через Центр компетенции. Такова мировая практика исследовательских институтов.

Есть немало примеров, когда многие фермеры, прошедшие обучение на технологических платформах «Полигона точного земледелия», «Ускоренного размножения сортов»… успешно внедряют передовые технологии, перспективные сорта, разработанные в центре, в производство, получают стабильный урожай сельскохозяйственных культур.

Как происходит повышение квалификации специалистов АПК с привлечением научных сотрудников НПЦЗХ? Насколько продукты научной деятельности востребованы предпринимателями?

—  Продуктом научного работника для коммерциализации является выведенный сорт, патент на изобретение, авторское свидетельство. На это уходят годы кропотливого творческого труда ученого.

В настоящее время заключено более 27 прямых лицензионных договоров с хозяйствующими субъектами на использование сортов центра. Общая для всего научного сообщества проблема в том, что некоторые хозяйства не хотят заключать договоры, не хотят оплачивать, а желают бесплатно пользоваться результатами труда ученого.

В настоящее время доля международных проектов несколько уменьшилась, пандемия тоже оказала свое негативное влияние. Доходы от научно-инновационной деятельности в общем доходе центра занимают почти 90%, а по международным грантам составляют не более 2%.

Свою миссию мы видим и в распространении знаний. В НПЦЗХ функционирует центр, основной целью которого является доведение до потребителей научных достижений наших отделов, лабораторий… Отлажен механизм проведения обучающих семинаров, конференций, форумов, «Дней поля» на открытых демонстрационных площадках полигона точного земледелия, технологической площадке «Ускоренное размножение оригинальных семян перспективных сортов сельскохозяйственных культур».

В ближайшее время эта работа будет продолжена на создаваемом «Полигоне орошаемого земледелия» и расширением демонстрационных площадок в передовых хозяйствах Акмолинской, Северо-Казахстанcкой областей. Ежегодно таковых закладываются не менее четырех-пяти.

—   «Мировое научное сообщество стремится к новой модели экономического поведения, при которой создание инновации становится не единичным действием, а социально-психологической установкой». Разъясните, пожалуйста, это положение из Программы развития НПЦЗХ.

—  При создании инноваций в мировой практике доминировала «линейная» модель, которая циклично проходит через определенные стадии: научные исследования, изобретения, нововведения и распространение технологических инноваций. Эта модель подвергается критике многими специалистами, так как остались фактически неучтенными такие элементы и факторы инновационной деятельности, как влияние рынка и экономической конъюнктуры, мотивация и возможности предпринимателей, связи с исследовательскими и производственными структурами…

В нашей стране недостатки этой модели усугублялись плановыми механизмами ее регулирования. В связи с переходом к рыночной экономике изменились внешние условия деятельности предприятий. Для того чтобы стать полноправным субъектом рыночной системы, им необходимо научиться самостоятельно осуществлять поиск источников финансирования, выбор эффективных технологий, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции, установить связи с новыми поставщиками…

В настоящее время мировое сообщество стремится к новой модели инновационной политики с выработкой такой стратегии, при которой предприятие главной долгосрочной целью ставит освоение прогрессивных технологий, выпуск новой или усовершенствованной продукции. Одним из ключевых признаков инновационного типа развития является широкое производственное применение достижений науки. Уверен, что и наши предприятия достигнут успеха на этом пути.

В преддверии Дня работников науки хочу поздравить всех коллег, ученых с профессиональным праздником, пожелать им крепкого здоровья, творческих успехов, новых открытий.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также