О дорожной карте и механизме влияния

О дорожной карте и механизме влияния

По итогам прошедших в начале года выборов в маслихаты всех уровней в нашей области обладателями 211 мандатов из 254 стали представители партии «Nur Otan».

Столь убедительная победа стала результатом множества факторов, в числе которых — представленные избирателям дорожные карты на период с 2021 по 2025 годы по реализации Предвыборной программы «Путь перемен: достойная жизнь каждому». Все они детально разработаны депутатскими фракциями совместно с исполнительными органами для каждого района, города области.

О ходе реализации дорожных карт мы беседуем с первым заместителем председателя Акмолинского областного филиала партии «Nur Otan», депутатом областного маслихата, руководителем депутатской фракции Галымом Бекмагамбетовым.

Галым Мадешович, «Экономически устойчивый регион» — первый из семи индикаторов программы. Разъясните, пожалуйста, критерии этого понятия.

—  Достижение устойчивого развития — одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Каких-то единых количественных показателей при этом нет. Речь идет о сбалансированном, гармоническом развитии общества, защите окружающей среды, рациональном отношении к природным ресурсам.

Очевидно, что достижению этого способствуют рост Индекса человеческого развития, ВВП на душу населения, занятости, улучшение условий для получения качественного образования и сохранения здоровья людей. Именно этим вопросам в дорожных картах каждого региона области уделено приоритетное внимание.

Мы хорошо понимаем, что без осознанного, активного участия граждан не только целей устойчивого развития, но и иных индикаторов достичь невозможно.

Вот один из примеров. Все мы хотим жить в экологически безопасном регионе, свободном от мусора. До 2025 года местные исполнительные органы откроют 15 дополнительных пунктов приема вторсырья, построят семь полигонов ТБО с линиями сортировки и переработки отходов, устанавливаются контейнеры для раздельного сбора ТБО. Но учиться сортировать мусор, не лениться отнести пластик, бумагу, стекло… в пункты приема, надо каждому.

Очевидно, что без мусороперерабатывающего завода на территории региона решить проблему утилизации отходов очень сложно. Конечно, место для такого производства надо выбирать с учетом экологических требований, международных стандартов. Но позиция: «Стройте, где угодно, но только не в нашем районе», — вызывает вопросы.

Уже на стадии проектирования, выбора места нужны широкие общественные слушания, огромная разъяснительная работа: необходимость, важность такого строительства, сколько постоянных рабочих мест с достойной заработной платой создается, какие денежные суммы в виде налогов будут перечисляться в бюджет района, на что пойдут эти средства… Люди имеют право знать степень возможных рисков, предъявлять самые строгие требования к минимизации вредного воздействия, осуществлять постоянный контроль.

—  «Повышение средней заработной платы к 2025 г. до 170 тысяч тенге. Снижение уровня общей безработицы до 4,6%». На чем основаны именно эти пункты дорожной карты?

—  Расчеты делают экономисты по научной методике, учитывается динамика ежегодного роста. Очевидно также, что приближение к этим показателям во многом является следствием достижения множества иных. Прежде всего, роста продуктивной занятости населения, повышения производительности труда.

Рост занятости происходит, безработица снижается даже в это непростое для всех время пандемии коронавирусной инфекции. Но происходит это в основном за счет привлечения бюджетных средств: трудоустройства по программе «Молодежная практика», на социальные рабочие места, общественные работы… Какая часть молодежи после этого устраивается на постоянную работу по полученной ими в учебных заведениях специальности, чем далее заняты люди после полугодовых общественных работ?.. Много вопросов.

Какова эффективность масштабных государственных программ, направленных на развитие предпринимательства? Обучение основам бизнеса, льготное (а часто и безвозмездное) кредитование, субсидирование происходят за счет госбюджета, то есть наших налогов. Какова эффективность? Почему не снижается количество получателей АСП? Сколько предпринимателей, получив весомую государственную поддержку, стали руководителями с подлинным экономическим, социальным и политическим мышлением. То есть людьми, понимающими, что достойная заработная плата работающих у них людей — условие не только общей социальной стабильности, но и улучшения, роста их бизнеса. Если они, конечно, намерены им заниматься серьезно, долго, детям своим передать.

Надо признать, что пока должной отдачи от многочисленных и масштабных мер государственной поддержки нет. Почему? Что нужно сделать, чтобы повысить их эффективность?.. Нужны мониторинг, анализ, коллективное заинтересованное обсуждение, выводы и предложения. Грамотные, профессиональные, реализуемые.

Кажется, ответ на ключевой вопрос нашей беседы — каков механизм партийного воздействия на достижение сугубо экономических показателей дорожных карт — уже прослеживается…

— Да, повторю еще раз, прежде всего, общественный контроль. А чтобы он был эффективным, то должен основываться на мониторинге, анализе. И результатом его должны быть конструктивные предложения.

Буквально на днях Центральным аппаратом партии принято решение о создании общественных советов по каждому из направлений предвыборной программы партии. С 1 июля начнут действовать поправки, внесенные в соответствующий закон, они значительно расширяют возможности общественных советов. Ждем принятия Закона РК «Об общественном контроле».

Так что у нашей партии, как и у всех иных общественных организаций, появляется намного больше возможностей, чтобы осуществлять контроль в рамках правового поля.

Следующий канал нашего влияния — партийная ответственность членов партии, работающих в исполнительных органах власти. Не хочется акцентировать внимание на возможных мерах взыскания, но отчеты о деятельности требуем, где-то выносим порицание, чаще — предупреждаем, советуем. И это дает свои результаты.

Каждое заседание Комиссии партийного контроля, Бюро политсовета областного филиала партии завершается рекомендациями и предложениями. Часть из них реализуется на нашем уровне, мы следим за тем, насколько быстро и эффективно это происходит. Если на местном уровне проблему решить невозможно, отправляем их в Центральный аппарат партии. После анализа всех аналогичных предложений, они обсуждаются на уровне Парламента РК.

Большую роль играют депутатские фракции партии «Nur Otan» в маслихатах всех уровней. Стараемся, чтобы депутатский корпус был мыслящим, принципиальным, а не приспособленческим. Грамотное распределение бюджета и контроль за его исполнением: что может быть важнее?

И, конечно, важнейший рычаг партийного влияния — это информирование населения, воспитание. Не только словом, но и конкретным делом, вовремя оказанными помощью и поддержкой.

Само название Предвыборной программы партии «Nur Otan» очень яркое, образное: «Путь перемен: достойная жизнь каждому». Но можно ли сделать достойной жизнь отдельных людей, если они сами не прилагают усилий к этому? А такие есть всюду, наш регион — не исключение.

— Согласен. «Человек — сам своего счастья кузнец» — никто и нигде не отменял. Президент страны Касым-Жомарт Токаев не раз подчеркивал: «Государство должно помогать только тем, кто нуждается». Речь не идет о тех, кто в силу возраста, здоровья в помощи нуждается объективно. Это не обсуждается.

Попал здоровый, относительно не старый человек в трудную жизненную ситуацию — помочь надо. И самое действенное — помочь с работой. Причем не претендовать изначально на высокооплачиваемую, выгодную. Надо исходить из возможного.

Это мы неустанно разъясняем обращающимся в общественную приемную нашей партии, на мероприятиях, в социальных сетях, где работаем активно. Многие партийные программы направлены именно на формирование трудовых ценностей.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.