У всех ветвей власти цель — общая

ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ

В процессах укрепления политической системы, развития демократии, активизации деятельности политических партий Президент страны Касым-Жомарт Токаев особую роль отводит маслихатам.

Как изменился состав областного маслихата, сформированного в результате выборов, впервые прошедших по партийным спискам, каковы новые, вызванные временем формы и методы работы… Об этом мы беседуем с секретарем Акмолинского областного маслихата Муратом Балпаном.

—  Мурат Сагатович, за кого проголосовали акмолинцы на прошедших в начале января выборах? Кто вошел в состав областного маслихата?

— В этом году впервые наш областной маслихат стал трехпартийным. 26 депутатов представляют партию «Nur Otan», партии «Ауыл» и «Ақ жол» — по три депутата. В целом депутатский корпус обновился на 75%. Теперь в его составе 22 мужчины и 10 (31%) женщин, тогда как среди депутатов прошлого созыва представительниц прекрасного пола было всего четверо (12,5%).

Самому молодому депутату областного маслихата 27 лет. И если в маслихате прошлого созыва депутаты старше 60 лет составляли 24,2%, то сейчас — 15,6%. Наибольшее число составляют акмолинцы в возрасте от 30 до 45 лет (46,9%). Все имеют высшее образование.

Всего по области в местных представительных органах власти — 254 депутата. Очевидна тенденция омоложения, средний возраст составляет 43 года, количество женщин-депутатов увеличилось примерно на треть.

Среди депутатов — представители многих социальных групп. Ведь маслихат — это мост между народом и властью. И чем больше представлено социальных групп, тем больше волнующих их проблем будет решено.

—  В Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на расширении полномочий маслихатов, заявив, что именно представительным органам необходимо следить за оптимальным распределением местных ресурсов. Как областным маслихатом реализуется это поручение Президента?

— В настоящее время на республиканском уровне готовятся концептуальные документы, законопроекты, направленные на расширение полномочий маслихатов и дальнейшее развитие самоуправления в целом.

Одновременно с расширением полномочий депутатов маслихатов возрастает и степень их ответственности. К примеру, давая согласие на назначение руководителей исполнительных органов, депутаты должны вместе с ними отвечать за дальнейшее социально-экономическое развитие региона.

Конечно, расширение полномочий депутатов не решит все проблемы сразу, но взаимодействие и сотрудничество представительных и исполнительных органов власти будет теснее и плодотворнее.

Также предусмотрен ряд поправок по повышению статуса маслихатов и депутатов. Так, предлагается упразднить должность председателя сессии и передать его полномочия секретарю маслихата. Наряду с этим предлагается внедрить по две освобожденные должности председателей постоянных комиссий маслихатов в каждой области и в городах республиканского значения. Это тоже позволит более предметно и точечно контролировать эффективность освоения бюджетных средств и качество реализуемых проектов.

В настоящее время депутаты на различных уровнях в обязательном порядке рассматривают и согласовывают областные, районные, городские бюджеты на предстоящие три года, вносят свои предложения. В этом году более трехсот предложений депутатов уже учтены. Также на сессиях рассматриваются все изменения и уточнения, вносимые в бюджет в течение года. Среди документов, подлежащих утверждению маслихатами, — программы развития регионов. Отчет об их исполнении аки-мат представляет на рассмотрение маслихата.

Кроме того, у нового состава депутатов, делегированных политическими партиями, есть свои предвыборные программы и обещания, очевидно, что их реализация чаще всего невозможна без бюджетных средств. Каждая партия, взявшая на себя обязательства и выдвинувшая своих депутатов, ответственна за качество их работы, за достижение результатов.

Каким образом осуществляется взаимодействие областного маслихата с районными и городскими маслихатами области?

—  Согласно закону «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», прямого подчинения районных и городских маслихатов областному нет. Но при областном маслихате действует Совет по координации деятельности маслихатов в Акмолинской области. Его цель — методическая и практическая помощь маслихатам районов и городов. Членами Совета являются все секретари районных и городских маслихатов. В первом квартале состоялось первое заседание Совета, были обсуждены многие проблемные вопросы регионов, звучали пожелания и конструктивные предложения.

—  Как исполняется поручение Главы государства о внедрении обязательных онлайн-транс-ляций заседаний маслихатов?

—   Это поручение Президента страны Касым-Жомарта Токаева прозвучало в конце прошлого года. В марте мы провели вторую очередную сессию с онлайн-трансляцией на казахстанском канале Aitub. Правда, звук немного «проседал», но это технические неполадки, и они устранимы. Главное, чтобы акмолинцы видели открытость проводимых сессий, знали, как депутаты отстаивают их интересы, вносят предложения по рассматриваемым вопросам. Это доступно каждому подписчику. Также планируем создать архив на нашем сайте, запись следующей очередной сессии будет доступна для просмотра в любое время.

В своем Послании Президент, в частности, говорит: «Полагаю возможным наделить маслихаты функцией сбора подписей и составления петиций по развитию региона или местным проблемам». Механизм еще разрабатывается, тем не менее, как Вы считаете, в каких случаях это может быть необходимым и целесообразным?

— Согласитесь, в последние годы в Казахстане меняются формы политического участия граждан, растут активность и массовость. В то же время реализация концепции «слышащего государства» требует актуализации и постоянного обновления форм взаимодействия государства и общества, обратной связи. В мировой практике петиции (в том числе и онлайн-петиции) являются одной из востребованных форм участия общества в политической жизни страны.

Они помогут привлечь внимание к проблеме, понять ее масштабы, показать, как много людей этим обеспокоены. Петиции нужны для нескольких целей: привлечь внимание к проблеме, получить общественную поддержку, повлиять на решение властей или бизнеса. При правильном внедрении, я думаю, это будет одним из самых эффективных механизмов решения волнующих людей вопросов. Главное сейчас-это создать легитимный институт петиций, чтобы граждане могли инициировать реформы и предложения.

Как будет организовано повышение квалификации депутатов? Какие дополнительные знания им необходимы для осуществления полномочий?

—  В законопроект, о котором мы говорили выше, внесено предложение об обязательном обучении избранных депутатов. По самой организации обучения пока еще не все ясно, скорее всего, оно будет проходить на базе Академии государственного управления, ее филиалов на местах.

Знания депутатов, особенно нового состава, который поменялся на 70%, действительно, необходимо расширить, начиная с понимания принципов формирования местных бюджетов и заканчивая медиаграмотностью, работой в соцсетях…

Хочу отметить, что депутатский корпус областного маслихата готов совершенствоваться, в новый состав пришли заинтересованные люди с активной гражданской позицией.

Насколько активны депутаты в социальных сетях? И в какой степени этот канал помогает им в получении информации о реальных проблемах?

— Прошло почти три месяца работы нового состава. Депутатам нелегко. Есть и основная работа, и уже идут обращения граждан, решение которых занимает немало личного времени. Тем не менее все стараются, выполняют депутатские функции, размещают информацию о своей деятельности. Вот недавно перед праздником Наурыз все депутаты подключились к благотворительным акциям: сделали подарки многодетным семьям, одиноким пожилым людям, помогли с уборкой снега. Надеюсь, что с опытом активность будет расти.

Социальные сети — специфический инструмент для получения информации, использовать которую можно и нужно. Много просто общих жалоб на всех и вся. Но игнорировать эти коммуникации уже невозможно, поэтому необходимо тщательно «фильтровать» всю поступающую информацию. А в целом, сейчас достаточно официальных веб-ресурсов, отвечающих всем требованиям и на которых в обязательном порядке обращения регистрируются, и в срок даются ответы.

—  Позвольте вопрос личного характера. Как Вам работается в органе представительной власти после стольких лет во власти исполнительной?

—  Цель у всех ветвей власти одна — вся работа должна быть направлена на благо жителей области. Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы.

Для представительного органа характерны такие признаки, как выборность, коллегиальность, особый характер связи народных представителей с избирателями. Основная задача — право принятия нормативных актов, программ развития территорий.

Немаловажную роль в деятельности представительных органов играет контрольная функция. Для этого при маслихатах создаются постоянные комиссии, рабочие группы, организуются общественные слушания.

Опыт работы в исполнительной власти очень помогает сейчас. Депутат, прежде чем вносить поправки и давать предложения, должен понимать специфику работы бюджетной системы и знать основы законодательства, механизмы формирования и исполнения бюджета.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА