Дабы причину знать…

ВЫСТАВКА

Выездная выставка «Архивы Кунсткамеры» Санкт-Петербургского Императорского анатомического музея, организованная в областном историко-краеведческом музее, — событие культурной жизни региона.

Не так часто и далеко не все из нас имеют возможность побывать в городе на Неве, посетить «кабинет редкостей» (таков буквальный перевод слова «кунсткамера»), увидеть редчайшие экспонаты многовековой давности.

Большую часть из них в начале XVIII века за немалые деньги приобрел в Голландии Петр I у великого ученого Фредерика Рюйша. В 1718 году российский император издает указ: «Надлежит в Кунсткамеру монстров доставлять птичьих, скотских, понеже человеческих, дабы причину узнать покое монстры сии на сей свет родятся».

Прошли века. На вопрос о причинах некоторых врожденных аномалий развивающаяся медицинская наука ответы нашла. Но устранение этих причин, в силу которых «монстры сии на сей свет родятся», во многом зависит от самих людей.

Именно к такому выводу очень тонко и убедительно подводит посетителей выставки замечательный экскурсовод Вероника Антипова.

Давайте познакомимся с некоторыми из представленных на выставке экспонатов, историями их появления, рассказываемыми экскурсоводами. А потом выберем время и посетим выставку. Она будет работать примерно до конца мая.

«К сожалению, различные аномалии у новорожденных появляются и в наше время. В чем же причина? Случайные мутации? Вредные привычки? Сверхъестественные силы? Злой рок? Давайте разберемся!».

«Уктусский завод — первый завод в черте современного Екатеринбурга. Основан в 1702 году. Это было весьма громкое для России событие. В этом же году, в этом же городе случилось страшное и загадочное происшествие.

Рожденная в достатке и любви юная Марфа ни в чем не знала отказа. И говорить не приходится, что достойные женихи толпами осаждали дом богатой и красивой девушки на выданье. Но приглянулся ей жених одной из многочисленных служанок в доме отца. Парень хоть и недалек был, но хорошо обучен, и не поднимал глаз на хозяйскую дочь, занимаясь своей работой. Однако Марфуша привыкла добиваться своего, и всячески пыталась понравиться молодому работнику. Не устоял молодой человек против чар холеной чаровницы.

Узнала про это невеста парня, и случился у нее выкидыш. Истекая кровью, прокляла девушка свою хозяйку. Ровно через семь месяцев родила разлучница двухголового младенца и тоже погибла от кровотечения».

Вот такая история появления в Кунсткамере представленного на выставке экспоната двухголового младенца.

«Многие верят, что дело именно в проклятии. Но есть предположение, что кто-то отомстил барыне за служанку, подсыпая ей в еду и питье различные травы и коренья, которые могли привести к результату, подобному в случае приема антибиотиков во время беременности».

По поводу еще одного экспоната — трехногой курицы — экскурсовод Вероника Антипова рассказывает такую легенду. «Время правления Николая I. Зима. Геологическая экспедиция в Сибири затерялась далеко в тайге. Шел восьмой месяц похода. Запаса провизии осталось на один день.

Уставшие голодные люди случайно набрели на племя язычников. Аборигены оказались вполне гостеприимны. Геологи прожили в племени до конца зимы и даже подружились с вождем. Племя было древним, соблюдало множество языческих обрядов с непременным жертвоприношением   животных.   В   разгар празднества внесли священное животное, хранителя племени, курицу с тремя ногами. По рассказам вождя, такие птицы появлялись один раз в 25 лет и приносили удачу народу.

После ритуала ученые стали просить продать курицу, рассказывали про Кунсткамеру, приказ Петра I, но вождь отказался отдать животное и предложил им, раз уж так понравилась птица, остаться в племени. Но ученые не захотели оставаться и решили выкрасть курицу и привезти в Петербург. До Петербурга доехали всего двое из 23 человек экспедиции, остальные погибли при весьма загадочных обстоятельствах».

Конечно, «сказка ложь», но вывод о том, что красть нехорошо даже в научных целях, очевиден.

Красноречивы и представленные на выставке внутренние органы человека, пораженные различными недугами.

«Любой орган нашего тела ответственен за общее состояние нашего здоровья и самочувствие. Если мы знаем и ценим это — тело всегда ответит нам взаимностью, но в ответ на безобразное уничтожение дара жить, оно же будет мстить, безотлагательно и беспощадно».

Подтверждением этих слов Вероники Антиповой является, в частности, экспонат: «Туберкулез легкого. Легкое курильщика».

«Казалось бы, сколько сказано и написано, а количество курящих людей не только не уменьшается, но и с каждым годом увеличивается. Если поднять патологоанатомические архивы, то поймем, что каждая вторая смерть связана напрямую или опосредовано с курением. Есть разные звуки во время дыхания, которые производит живой человек: бесшумное, свистящее, храп, хрипящее. Все они в той или иной степени свидетельствуют о состоянии дыхательной системы человека. И на то могло быть множество всяческих причин. Но на вскрытии этого множества практически не бывает. Если легкие под ножом скрипят, как много слоев бумаги, а подобные звуки не забываются, это значит, что человек при жизни долгое время курил, а перед смертью не имел возможности вздохнуть, как говорится «полной грудью», и хрипел при каждом вздохе. Не очень приятно, правда?». «Такие незащищенные и ослабленные легкие — уютная полянка для посадки любых инфекционных кораблей, в том числе и туберкулезных. А уж что они творят с нами! Как настоящие захватчики ведут себя бесцеремонно и, конечно, губительно. Вытаптывают остатки хороших бактерий, взрывают ткань легких до образования огромных ран — каверн, о чем мы узнаем, когда появляется кровохарканье. Есть в современной медицине довольно мощные средства борьбы с этими диверсантами, но будут эти средства эффективны или нет, зависит, к сожалению, от того, в каком состоянии были легкие до нашествия заразы. Мы не можем предугадать подобные нашествия, но быть к ним готовыми мы в состоянии. Отказ от курения, свежий воздух, спорт, если в удовольствие, и хорошее настроение — небольшая цена за свободное дыхание!

Без содрогания нельзя смотреть и на экспонат под условным названием «Ребенок-жаба».

— Это самый ужасный, реалистичный, и к тому же самый современный экспонат коллекции, — рассказывает Вероника Антипова.

«Выкидыш случился у 14-летней девушки…Она принимала наркотики в течение года. Выкидыш был спровоцирован побоями со стороны предполагаемого отца ребенка.

Все привычные мысли о неблагополучной семье и плохом питании, отсутствии внимания и любви со стороны родителей этой девочки рассыпаются о факты: сытая, благополучная, любимая непьющими родителями, с неплохими перспективами на будущее. Однако, видимо, запрещенным препаратам совершенно безразлично, у кого забирать это самое будущее.

Что подвигло ее на первый, второй… раз? Компания? Подростковый протест, чрезмерная, как казалось, опека родителей, или навязшее в зубах слово «ответственность», которое действительно по-разному воспринимается в 14 и, например, в 40 лет? Нам уже не узнать».

— Берегите себя! Живите не в угоду, а вопреки, и не теряйте смысл жизни! — в этих искренних словах экскурсовода Антиповой глубинный замысел всей экспонируемой в областном историко-краеведческом музее выставки. Еще ряд экспонатов выставки и многие-многие другие, в данную экспозицию не вошедшие, вызывают различные чувства — от любопытства до страха и отчаяния. Но такая реакция нормальна и оправданна. И то, что мы имеем возможность прийти на выставку, родились без аномалий — это счастье, и спасибо за него нашим родителям. А скажут ли спасибо за то же самое наши дети, зависит во многом от нас!

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также