Сияющая звезда Дариги Тналиной

ПАМЯТЬ

Вот уже прошло десять лет, как нет с нами известной в стране актрисы Дариги Байжумановны Тналиной, которую в свое время знаменитый на весь мир Александр Довженко гордо называл «Первой женщиной-кинорежиссером Советского Востока». Как отрадно и приятно, что эти слова сказаны в адрес нашей землячки — первой казашки, получившей высшее профессиональное кинематографическое образование.

Дарига Тналина родилась 17 марта 1921 года в ауле Акжар нынешнего Аршалынского района Акмолинской области. Благодаря ее неутомимой энергии, природной красоте и таланту наименование нашего района и родного села на берегу степной реки Акжар сегодня золотыми буквами вписаны во все энциклопедии страны и мировой кинематографии.

Волею Всевышнего родственники смогли спасти ее от жестких жерновов сталинских репрессий в 1937-1938 гг., так как она является дочерью известного революционера Биляла Тналина — сподвижника Саке-на Сейфуллина. Покинув из-за этого родные места, в 1938 году талантливая девушка окончила Алма-Атинский театральный техникум, и позднее — режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии в 1953 году (мастерская Л. Кулешова, А. Довженко). Творческую деятельность в кино она начала как актриса и ассистент режиссера на киностудиях им. М. Горького и «Союзмультфильм». Еще будучи студенткой, мастерски исполнила главную роль-девушки ТинТин в фильме Марка Донского «Романтики» (1941). В студенческие годы Дарига Байжумановна жила в Москве в одной комнате общежития с Нонной Мордюковой, училась с Тихоновым, Бондарчуком.

Когда началась Великая Отечественная война, учеба была прервана, и в 1942 году она вернулась сначала в родной Акмолинск, где стала работать инструктором в отделе культуры, организовывала выступления местных и эвакуированных артистов перед бойцами, в госпиталях. Затем ее по приказу министра культуры КазССР Ильяса Омарова направили в Алма-Ату, где в составе казахской группы под руководством Г. Рошаля она работала на Центральной объединенной киностудии страны (ЦОКС), созданной на базе эвакуированных в Алма-Ату киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм». Здесь она в качестве ассистента режиссера прошла серьезную и хорошую профессиональную школу, принимала участие в создании фильмов «Песнь о великане» («Батыры степей», Казахские новеллы, 1942), «Белая роза» (1943), «Песни Абая» (1945). День и ночь в студии не прекращалась работа. Открылся дубляжный цех, делавший некоторые картины на казахском. Студия документального кино ежедневно получала с фронта отснятые сюжеты, которые тут же монтировались в киносборники. Ее назначили ассистентом режиссера на фильм «Толеген Тохтаров», который снимала Вера Строева. Впервые она увидела в работе женщину-режиссера. В доме Льва Варшавского, где собирался цвет военной Алма-Аты, она впервые увидела Эйзенштейна, услышала о его методе работы над картиной и побывала в массовке снимавшегося «Ивана Грозного».

В годы войны она еще и преподавала в киношколе, в 50-е годы — на киностудии в эстрадной студии. Ученики Дариги Байжумановны — Н. Жантурин, А. Мамбетов, К. Абусеитов, М. Абусеитова и другие.

Творческая атмосфера была и в приютившем ее доме Абдильды Тажибаева. Здесь бывали не только многие казахские писатели, поэты, но и эвакуированные московские знаменитости — Шкловский, Эренбург, Паустовский. Когда для съемок фильма приняли сценарий Мухтара Ауэзова «Песни Абая», Даригу утвердили на роль молодой жены поэта — Еркежан. Претенденток было несколько, но Мухтар Омарханович выбрал только ее.

После войны Дарига Тналина работала режиссером хроникально-документальных фильмов на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов, снимала сюжеты для киножурнала «Советский Казахстан», принимала активное участие в организации дубляжа и дублировании фильмов на казахский язык. С 1948 по 1964 годы Тналина жила и работала в Москве, где, завершив учебу на режиссерском отделении ВГИКа, была режиссером студии «Мосфильм», принимала участие в создании фильмов «Илья Муромец», «Салтанат» (на базе «Киргиз-фильма»), «Особое поручение» (на базе «Туркменфильма»). В эти же годы на Алма-Атинской киностудии совместно с режиссерами Л. Степановой и К. Кулагиной она сняла документальную ленту «Советский Казахстан» (1950), в качестве режиссера-постановщика — документальную ленту «Коневоды Казахстана» (1952) и ряд киножурналов «Советский Казахстан». Также она участвовала в создании художественных фильмов «Далеко в горах» (совместно с «Киргизфильмом»), «Сплав», «Песня зовет».

С 1964 года до выхода на заслуженный отдых Дарига Тналина работала на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов (впоследствии киностудия «Казахфильм» им. Ш. Айманова), где в соавторстве с Ю. Чулюкиным, Цой Гук Ином, Ю. Мингазитиновым, Г. Дегальцевым сняла в качестве режиссера-постановщика художественный фильм «И в шутку, и всерьез» (1963), документальный фильм «Струны столетий» (1970). Эталоном дубляжа стали сдублированные ею фильмы «Багратион», «Война и мир» и многие другие лучшие образцы советской и мировой киноклассики. Второе рождение благодаря подвижнической деятельности Д. Тналиной получили шедевры национальной киноклассики — фильмы «Ботагоз», «Девушка-джигит», «Земля отцов». Всего за более чем тридцать лет работы на дубляже Д. Тналиной сдублировано на казахский язык более тысячи фильмов.

За вклад в становление и развитие национальной кинематографии ей присуждено почетное звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, она награждена почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР (1969), дважды почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР (1955, 1959), имеет ряд медалей. В 2009 году Дарига Тналина удостоена титула «Экран Шебері». Она была известна на «Мосфильме», ее фотография висела на Доске почета, и режиссеры сами рекомендовали ее друг другу. Она работала, не заботясь, кем впишут ее в титры.

Известная писательница, общественный и государственный деятель Алтыншаш Жаганова, которую с Даригой Тналиной связывала более чем полувековая дружба, начавшаяся еще во времена ее работы на Акмолинской студии телевидения, говоря о необыкновенной силе личности Дариги Байжумановны, заметила, что она напоминала  ей  образ  из толстовского «Хаджи Мурата» — куст репея, всеми корнями своими вцепившийся в родную землю. Цветущий редко, но удивительно красивым цветом, умеющий защищаться очень острыми колючками, но имеющий и благодатные лечебные свойства для тех, кто о них знает. И какое бы тяжелое колесо не переезжало его, он снова гордо выпрямляется у дороги. Как вспоминает Алтыншаш Жаганова, свое 85-летие Дарига Тналина встретила в ее доме в Астане: «…В последние годы жажда творчества вылилась у Дариги Тналиной в создание стихов на казахском языке. Я как-то спросила ее: о чем эти стихи? Дарига Байжумановна отвечала со свойственной ей прямотой. Наверное, ее слова могут быть всем нам напутствием:

— Я пишу о том, что Аллах создал меня ни на кого не похожей, строптивой дочерью своего народа. Что мои предки чисты, как сама природа, что в погоне за счастьем я объехала весь мир, но мне так и не удалось поймать его. Да и зачем все сокровища мира, если рядом нет родного человека, опоры души твоей. Поэтому я призываю людей беречь друг друга, беречь свою любовь, любить свой народ и служить его благу. Мне довелось встречаться с нашим Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Я помню его в 1991 году, когда он только вступал на пост Президента. Вся его последующая работа подтвердила большую удачу нашей страны обрести в его лице такого Лидера».

Хоть ей, к сожалению, не удалось снять свой шедевр в «Казахфильме», она по-настоящему гордилась, что своим участием как член худсовета студии отстояла картину своего ВГИКовского однокурсника Султана Ходжикова «Кыз-Жибек», ставшую сегодня национальной классикой.

Народная художница республики Гульфайрус Исмаилова, работавшая на этом фильме главным художником, рассказывает: «В том, что нашу картину не дали испортить, большая заслуга Дариги Тналиной. Она работала с нами на площадке, ставила речь актерам и видела всю картину изнутри. А в чем фильм только не обвиняли — и в хулиганской музыке, и в легкомысленных костюмах, и актриса у нас не та была в главной роли. В общем, шли нешуточные битвы, закончившиеся инфарктом главного режиссера. Но как истинный профессионал, Дарига Байжумановна умела отстаивать свою точку зрения и очень нам помогла. Она вообще была очень преданным в своей любви и дружбе человеком… Ее приходы в наш дом всегда превращались в праздник — праздник творческого общения. И еще — мы с ней очень любили петь и умели это делать, потому что обе этому учились. «Айттым салем, Каламкас» была просто визитной карточкой Дариги и в скромном семейном доме, и на большом официальном торжестве. Скажу еще: она гордилась тем, что и после восьмидесяти могла отплясывать «буги-вуги», которые когда-то танцевала с Раджем Капуром. Удивительная женщина, недооцененный профессионал!».

Жестокое колесо времени с самых молодых лет не щадило Даригу Тналину. Практически все трагедии XX века сошлись в ее судьбе, которая сама могла бы стать основой захватывающего фильма. К счастью, историю своей жизни Дарига Байжумановна успела рассказать в документальной книге «Черно-белое кино» (2007). Позднее она выпустила в свет свою книгу «Черно-белое кино», которая стала книгой воспоминаний или, быть может, исповедью ее жестокой судьбы, где были черные и светлые полосы жизни. «Я человек трагической судьбы…» — именно этими словами автор начала в книге монолог о своей жизни, где слились воедино все волнения и трагедии ее непростой жизни. Знаменитые имена, с кем автору книги довелось встретиться и идти по жизни, говорят сами за себя: Эйзенштейн, Довженко и Марк Донской, Абдильда Тажибаев и Шакен Айманов, Ахмет Жубанов и Нургиса Тлендиев, Султан Ходжиков и Мажит Бегалин, Юрий Домбровский и Олжас Сулейменов, Гульфайрус Исмаилова и Евгений Сидоркин, Гульжахан Галиева и Каукен Кенжетаев, Роза Багланова и многие, многие другие. Она сидела за одним столом с Мао Цзэдуном и Ахмедом Сукарно, беседовала с Генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым, ей целовали руку Феллини и Ив Монтан. «Какой-то поэт сравнил жизнь с кинематографом, с черно-белым кино, где черный цвет сменяется белым, где из тьмы рождается свет. Я пережила великие потери. Я видела славу, деньги, встречалась с великими мастерами кино и правителями. Но опорой в жизни мне были великие казахи, чьи имена остались и останутся в истории нашей земли. Что может быть выше счастья художника — достойно сказать о своем народе? Я желаю молодым обрести это счастье, этот свет, рождающийся из вроде бы безнадежной тьмы», — писала она в своих воспоминаниях.

Светлый образ уроженки Аршалынского района — заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан и талантливого человека Дариги Тналиной, родственники которой и сегодня живут и трудятся среди нас, поистине навсегда останется в наших сердцах.

Ерекболат ҚАБЫЛДА.

г. Нур-Султан.

Читайте также