Путь к Независимости: тернистый и славный

Путь к Независимости: тернистый и славный

«Такую огромную территорию казахам никто не дарил извне. Сегодняшняя история не измеряется 1991 или 1936 годом. Наш народ жил и рос во времена Казахского ханства, Золотой Орды, Тюркского каганата, в эпоху гуннов и саков. Коротко говоря, глубокие корни нашей национальной истории лежат в древности», — размышляет в статье «Независимость превыше всего» Президент страны Касым-Жомарт Токаев.

Спектакль областного русского драматического театра «Тернистый путь» по пьесе нашего земляка, писателя, драматурга,  общественного деятеля Жабала Ергалиева погружает нас во времена почти шестивековой давности, когда великие собиратели земель казахских — ханы Керей и Жанибек сподвигли соплеменников сделать первые шаги на пути к независимому государству: «Всех соплеменников мы хотим объединить в один народ под названием «казахи». Чтобы недруги не проглотили нас. Пришло время восстановить Белую Орду. Только тогда, как казахи, мы воспрянем к жизни».

Об этом спектакле — несомненной удаче талантливого коллектива — мы писали после премьеры, приуроченной к 28-й годовщине Независимости Казахстана (см. «АП» 18.12.2019). За прошедшие после этого без малого полтора года он стал еще ярче. Каждый жест, каждое слово актеров — отточены, наполнены глубочайшим смыслом и страстным желанием донести до зрителя непреходящие ценности единства, сплочения, подлинного патриотизма, любви к родной земле:

«Нельзя падать духом. Да распознают встречные народы силу нашу, что мы способны крепить дружбу с друзьями и вражду с врагами».

«Во многих странах были мы в гостях. Но край родной всех лучше и прелестней».

Создатели спектакля сумели в захватывающей пластико-ритмической форме передать печаль и мудрость Асан қайғы, меркантильность, заботу о сохранности своего трона, а не о нуждах страдающих людей хана Абулхаира, величие, героизм ханов Жанибека и Керея…

Бередящее душу звучание кобыза, напевная мелодичность других национальных казахских музыкальных инструментов, звучащих на протяжении всего спектакля, удачно стилизованные костюмы, лаконичные и при этом многофункциональные декорации переносят зрителя в Великую степь, предгорья Алатау, прикаспийскую полупустыню, где вольно паслись бесчисленные стада. Из-за постоянных набегов недругов, междоусобиц и распрей пришлось исконным обитателям этих земель покинуть их.

— И на западе, в этой безбрежной степи, и на юге владел мой народ землями. И на востоке добирался вплоть до каменной китайской стены, как до своей вотчины. И где сейчас этот народ? Куда ему пойти? Где осесть? Так наступит ли тот счастливый день, когда каждый казах, стоящий здесь, сможет разбить себе юрту? Сможет ли он создать свою страну? Водрузить свой стяг? — вопрошают ханы Керей и Жанибек.

И слышат в ответ многоголосое: «Мы все готовы пойти за вами. Народ готов пойти».

Так начинался многовековой путь к воплощению мечты казахского народа о Независимости. В нынешний юбилейный год замысел талантливого драматурга Ергалиева, воплощенный коллективом АОРТД, приобретает особую актуальность. И что очень важно — побуждает к изучению и осмыслению древней и богатой истории казахского народа.

Блестящая игра актеров, продуманная до мелочей сценография, тонкое музыкальное сопровождение, хореография… в полной мере работают на замысел режиссера-постановщика спектакля Ольги Луцивой — сделать историческую драму увлекательной для зрителей всех возрастов, вызвать интерес молодежи. Интерес не только к театру, но и к истории.

«В свое время программа «Мәдени мұра» открыла путь для переосмысления национальной истории. Новые открытия показали всему миру, что наша история уходит корнями в глубь веков… Фундаментальные инициативы Елбасы внесли огромный вклад в возрождение исторического сознания нашего народа. В рамках программы было издано большое количество книг. Но известны ли широкой общественности результаты этого колоссального труда? — пишет в своей фундаментальной статье Касым-Жомарт Токаев. — Необходимо сделать эти уникальные знания понятными и доступными широкой аудитории. Ведь глубокое историческое сознание — это не прерогатива профессиональных историков, обладать им должен весь народ, особенно молодежь. При этом важно не увлекаться масштабными выставками и другими громкими проектами, следует сделать упор на подготовку простых и легких для восприятия детей и молодых людей произведений».

Нет сомнений, что пьеса Жабала Ергалиева «Тернистый путь» и блестящая ее постановка областным русским драматическим театром вносят достойный вклад в решение задачи, поставленной Главой государства: пробуждают интерес к истории, осмыслению многовекового пути к Независимости: тернистого, порой трагического, но всегда — героического и славного.

Ирина БАУДИНОВА.

Фото Советбека МАГЗУМОВА.