Как нам спрос ликвидировать

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

«Два преподавателя с поддельными дипломами преподавали в колледже Акмолинской области». Несколько дней назад информацию об этом разместили не только региональные, но и республиканские информационные агентства. 48- и 49-летние дамы успешно преподавали в этом колледже с 2018 года, зарплату получали как специалисты с высшим образованием…

И прошу обратить внимание, не было к ним претензий ни со стороны руководства и коллег, ни со стороны студентов и их родителей… Ну, разве что неизбежные рабочие моменты.

Но пришел новый директор колледжа, решил исполнить рекомендацию областного управления образования — проверить подлинность дипломов всех сотрудников. Дело это непростое и долгое — запрос, ожидание ответа… Можно представить, как томительно тянулось это время для двух нарушительниц Уголовного кодекса РК.

В каком именно колледже это случилось и диплом какого вуза они предоставили, видимо, будет озвучено после приговора суда по заведенным по этим фактам уголовным делам. Да и вряд ли это имеет какое-то принципиальное значение.

Не так давно прокуратурой района Биржан сал установлено 15 фактов использования поддельных дипломов: «Педагогические работники, имеющие среднее специальное образование, в разные периоды предоставляли фальшивые дипломы о высшем образовании в общеобразовательные школы района для получения надбавок к должностным окладам». Среди них: учителя начальных классов, казахского языка и литературы, физкультуры, математики (!!!) и труда.

«С учетом признания вины и раскаяния судом каждому педагогу назначено наказание в виде штрафа в размере 10 МРП (25 250 тенге)».

Опять прошу обратить внимание: никого из них не обязали вернуть деньги, незаконно полученные в качестве надбавки за высшее образование. А это куда больше, чем штраф весьма символический. И в приговоре суда речь не идет о лишении права заниматься педагогической деятельностью. Так что если они и сейчас учат детей «разумному, доброму, вечному» где-то в другом районе, а то и области — не удивительно.

Как и то, что где-то на госслужбе, возможно, и сейчас работает госпожа С., которая, как следует из приговора суда, «4 декабря 2019 года в целях трудоустройства на государственную службу предоставила заведомо подложный диплом (об окончании Костанайского инженерно-педагогического университета им. М.Дулатова) по специальности «Специалист банковского дела» в отдел документирования акимата Жаксынского района…».

Во всем призналась, в том числе и в том, что этот диплом она приобрела за 200 000 тенге. А вот у кого… никто, собственно, и не выяснял. Проработала она совсем не долго, 16 марта 2020 года была осуждена, исполнила вынесенное наказание «в виде штрафа в размере 25 МРП, что составляет 63 125 тенге (на момент совершения уголовного правонарушения 1 МРП составлял 2 525 тенге). А затем — как неизвестно откуда в село Кировское приехала, так же и выехала, не попрощавшись.

И вот какие вопросы по этим и множеству аналогичных случаев возникают. Люди, работающие и получающие зарплаты по поддельным дипломам, они что — «с Луны» к нам свалились? Неужели никто из коллег этих учителей с «липовыми» дипломами, соседей, чьи дети у них учатся, не знал о том, что когда-то эти нарушители Уголовного кодекса РК среднее специальное образование получили? А потом: на сессии не ездили, о вузе не рассказывали, преподавателей не обсуждали, покупками из города не хвастались?

Почему молчали? Боялись отношения испортить или завидовали: «Ай, молодцы!». Почему в этих учебных заведениях не обратили внимание на то, что признаки высшего образования в деятельности педагога как-то не прослеживаются?

А может, просто ушло то время, когда говорили: «Начитанный, интеллигентный. Сразу видно, что у него высшее образование». Может, действительно, знаний, полученных в педагогическом колледже, теперь вполне достаточно, чтобы математику преподавать? Может, на госслужбе зарплату в зависимости от уровня образования не дифференцировать? Сводит человек дебет с кредитом, да и ладно.

Эти и, увы, множество иных выявленных случаев поддельных дипломов (а невыявленных сколько!) — тревожный, но верный индикатор уровня нашей принципиальности и гражданской ответственности, коррумпированности и качества высшего образования.

Продавцы дипломов, неважно, мошенники ли это с хорошим ксероксом или в самом вузе это дело на поток поставлено, действуют по принципу «Спрос рождает предложение». Люди покупают — они продают. Все просто.

Как же в этой формуле «спрос» убрать? Давайте обсудим.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также