Портал социальных услуг быстро, удобно, прозрачно

ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ

Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу «Конструктивный общественный диалог- основа стабильности и процветания Казахстана» говорит о необходимости создавать равные возможности для людей с особыми потребностями. Сегодня в этом направлении сделан серьезный шаг: поэтапно в стране запущен электронный портал социальных услуг, предоставляющий возможность людям с инвалидностью самостоятельно выбирать и приобретать средства и услуги реабилитации у поставщиков. О том, как работает портал и какие еще возможности он дает в сфере социальной защиты населения, мы побеседовали с руководителем управления координации занятости и социальных программ Акмолинской области Диной Ахметжановой.

Дина Камидулловна, расскажите, пожалуйста, подробнее о портале.

— Портал социальных услуг предполагает оцифровку пяти процессов из шести (кроме услуг инватакси, приобретение которых планируется внедрять в 2023 году). С марта прошлого года на портал были переведены две услуги из пяти: оказание специальных социальных услуг и обеспечение техническими средствами реабилитации (24 наименования из 55). А в ноябре в пилотном режиме был апробирован процесс получения услуг санаторно-курортного лечения, индивидуального помощника и специалиста жестового языка. По итогам прошлого года в пилотном режиме через портал 187 получателей были обеспечены 214 видами технических средств реабилитации, 10 человек получили услуги санаторно-курортного лечения, еще 10 — индивидуального помощника, один — специалиста жестового языка. Почти пять тысяч детей из малообеспеченных семей получили соцпакеты — продукты и гигиенические средства.

Если говорить о системе работы, отмечу, что государство возмещает стоимость технических средств и услуг реабилитации, выбранных получателем, в пределах определенной суммы. Но при выборе потребителем более дорогих товаров и услуг, не предусмотренных государством, есть возможность доплаты.

Кроме того, сегодня через портал семьи, получающие адресную социальную помощь, могут выбирать поставщиков гарантированного социального пакета для своих детей от трех до шести лет.

Какие плюсы уже можно отметить?

— Сейчас можно с уверенностью сказать, что работа портала позволяет решить целый ряд проблем. Немало жалоб раньше вызывали длительные сроки предоставления средств и услуг реабилитации: из-за долгих процедур госзакупок это занимало до 8 месяцев. Вызывали вопросы также качество средств реабилитации, соответствие их потребностям людей с инвалидностью — ведь заказывалось все по одной технической спецификации. Возврат и обмен, соответственно, снова отнимали массу времени.

Сегодня концепция портала предусматривает прямое взаимодействие с поставщиками на цифровой площадке, учет всех добросовестных и недобросовестных поставщиков в едином реестре, доступ к более широкому кругу сертифицированных социальных работников, электронный учет всех центров специальных социальных услуг, их оснащенности и загруженности. Таким образом, плюсы от внедрения портала можно перечислять долго. Это и прямой контакт покупателя с поставщиком, и учет индивидуальных потребностей, и большой выбор товаров, и рост качества госуслуг и, конечно же, исключение коррупционных рисков.

Есть гарантия, что в реестр поставщиков не попадут недобросовестные?

— Конечно, все поставщики проходят процедуру проверки. Это могут быть физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица или филиалы, которые не включены в реестр недобросовестных участников госзакупок. Есть и другие требования: не иметь налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям, не находиться в процедуре банкротства либо ликвидации, иметь сертификат соответствия при поставке товаров и регистрационное свидетельство при поставке медицинских изделий. К тому же надо отметить, что регистрация поставщиков на портале проводится на основании решения комиссий, созданных при нашем управлении и отделах занятости и соцпрограмм районов и городов.

Как на практике работать на портале? Можно заказать, к примеру, слуховой аппарат прямо из дома?

— Да, конечно, все можно делать из дома, нужно только иметь электронную цифровую подпись. Если же есть какие-то проблемы — к примеру, дома нет компьютера — то получатель услуг или его законный представитель может обратиться к сотрудникам органов социальной защиты, государственной корпорации «Правительство для граждан», в акимат сельского округа за помощью. По области в местных исполнительных органах оборудованы 309 зон самообслуживания, там можно сделать заказ как самостоятельно, так и с помощью обученных консультантов.

На сегодняшний день на портале социальных услуг зарегистрированы шесть НПО, предоставляющих услуги индивидуальных помощников, и два — специалистов жестового языка, восемь специалистов, два поставщика услуг санаторно-курортного лечения — это санатории «Алмаз» и «Щучинский», а также шесть поставщиков государственных соцпакетов для детей. К 1 января этого года по области из 10 026 лиц с инвалидностью, нуждающихся в социальной реабилитации, электронной цифровой подписью обеспечены 9548, или 95% от общего количества, а малообеспеченные семьи стопроцентно получили ЭЦП. Уже в январе на портале 533 человека с инвалидностью сделали заказы услуг индивидуального помощника, 163 человека — услуг жестового языка, один человек заселен в санаторий, сделано 276 заказов на приобретение технических средств реабилитации, 52 из них уже выполнены, еще 172 — на стадии доставки.

—  Расскажите подробнее о заказе соцпакетов для детей через портал. Насколько это удобнее?

— В прошлом году у нас в области 4,9 тысячи детей в возрасте от 1 до 6 лет из малообеспеченных семей получили гарантированный соцпакет в виде гигиенических средств и продуктовых наборов на общую сумму 155 млн тенге. Доставку пакетов по заявкам обеспечивали два поставщика: ИП «Дарбаев К.К.» (продуктовые наборы) и ТОО «Коктем» (гигиенические товары). Сегодня управлением создана комиссия для регистрации и снятия с учета поставщиков ГСП на портале социальных услуг. В этом году ГСП будет приобретаться через шесть компаний-поставщиков, кроме тех, кто уже работал с нами, участвовать в этой работе планируют ИП: «Кулакова Т.Ю.», «Азмаганова К.Ж.», «Ержанов А.А.», «Мурат». На обеспечение соцпакетами 4,7 тыс. детей в этом году выделены 329 млн тенге из республиканского бюджета, в случае недостатка средств будет обеспечиваться дополнительное финансирование из местных бюджетов.

Исходя из отзывов наших поставщиков и получателей услуг, работа на портале гораздо быстрее и удобнее. Освоить электронную форму подачи заявок несложно. Для этого на Youtube-канале Министерства труда и соцзащиты, на страницах управления в социальных сетях, в залах ожидания ГК «Правительство для граждан» размещены обучающие ролики для услугополучателей, где пошагово показано, как войти и сделать заказ. Также для пользователей портала работает call-center 1411.

Спасибо за беседу.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также