Показатели лучше. А знания?

Показатели лучше. А знания?

Актуальные вопросы повышения качества обучения учащихся в новых условиях пандемии коронави-русной инфекции стали темой встречи за круглым столом во Дворце детства и юношества «Болашақ сарайы» г. Кокшетау. Участниками совещания, в таком формате проведенного впервые, стали более 500 учителей математики, информатики, истории, казахского и английского языков, заместители директоров по учебной работе городов и районов области, которые подключились к мероприятию в режиме онлайн.

Качество знаний

Древняя мудрость «Век живи — век учись» сегодня актуальна, как никогда. Пандемия коронавируса, охватившая не только нашу страну, но и весь мир, внесла коррективы не только в здравоохранение, культуру, экономику, но также и в систему образования.

Учитывая эпидемиологическую ситуацию, в нашей области третья четверть 2020-2021 учебного года для 124 школ и 38 тысяч школьников началась в дистанционном режиме, еще 431 школа (это 91 тысяча учащихся) обучается традиционно. Начали обучение в комбинированном формате девятые и одиннадцатые классы с общим охватом более десяти тысяч детей. При этом 70% предметов преподаются в штатном режиме и 30% — в дистанционном. Для восполнения потерь в знаниях школьников во внеурочное время организована работа 2137 индивидуальных консультативных групп для 10 тысяч учащихся. В 2020 году для учащихся приобретено почти 30 тыс. единиц компьютерной техники, что позволило улучшить соотношение «1 компьютер на 9 обучающихся» до уровня «1 компьютер на 3 учащихся».

В период дистанционного обучения прослеживается динамика роста качества знаний по предметам. К примеру, если сравнить итоги второй четверти прошлого учебного года, когда дети учились в штатном режиме, и второй четверти года нынешнего, то по математике, английскому языку, казахскому языку, истории и информатике заметен рост качества знаний. Однако объективно все мы понимаем, что фактически у детей допущены пробелы в знаниях. Мы понимаем, главным критерием качества образования является качество обученности. Но доказывают ли показатели фактического роста качества знаний достаточный уровень обученности детей?

Вопрос о качестве знаний учащихся 26 января 2021 года на заседании Правительства поднял Президент страны Касым-Жомарт Токаев: «Международная оценка знаний учащихся говорит о систематическом ухудшении качества знаний в школах. Это прямая угроза конкурентоспособности нации. Требуются кардинальные меры. Важен здоровый баланс между обучением и другими видами развития школьников. С учетом мировых тенденций особое внимание нужно уделить таким приоритетным предметам, как математика, языки и информатика».

Поэтому в нынешних условиях существенно возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса. На протяжении всего периода дистанционного обучения педагоги школ получали методическую поддержку в виде курсовой подготовки, обучающих вебинаров и семинаров, консультаций.

«Дистанционное обучение в школах уже поистине закрепилось и, можно сказать, адаптировалось. На сегодняшний день мы овладели практиками организации системы работы в условиях дистанционного обучения, — поделилась заместитель директора гуманитарно-технического лицея г. Кокшетау Елена Юрко. — Чтобы организовать методическое сопровождение процесса устранения пробелов и восполнения знаний обучающихся, мы провели большую работу с педагогическим коллективом: изучили мнение учителей по обстоятельствам возникновения этих пробелов, организовали работу психологической службы школы для выявления причин низкой мотивации к обучению, составили общешкольный план мероприятий. Воспитательный отдел школы провел работу с родителями по вопросам восполнения знаний учащихся, составил графики индивидуальных занятий с учетом занятости педагогов в основном учебном расписании уроков. Большой акцент делаем на методический и профессиональный уровень подготовки занятий и уроков. Для устранения пробелов должна быть не просто работа по утвержденному графику, но грамотно спланированная и продуманная методическая помощь учителю, ученику, родителю».

Уровень преподавания

Одним из насущных и обсуждаемых вопросов, вызывающих обеспокоенность в обществе, сегодня становится качество дистанционного преподавания. Какая внутришкольная система определяет его уровень? Как это контролируется администрацией школы?

Сегодня в общеобразовательных школах Акмолинской области работают более 15 тысяч педагогов, из них почти 13 тысяч — с высшим образованием, остальные с техническим и профессиональным, послесредним. 8619 педагогов прошли аттестацию по новой системе, получив надбавку к заработной плате от 30 до 50%.

Однако анализ, проведенный управлением образования области, показал, что имеются факты проведения уроков не на должном уровне. Получается, что на местах нет должного контроля за качеством ведения уроков, отсутствует система мониторинга успешности педагога, работы методической службы школы. Об этом нельзя молчать, потому как именно качество преподавания определяет качество образования. Данный вопрос должен стоять на первом месте в системе управления школой. На сегодня учитель должен овладеть навыками интерактивного обучения, которые являются оптимальными в решении вопросов современного преподавания.

Здесь мы должны сказать о внутришкольной системе контроля за качеством преподавания. Никто не отменял посещение уроков, учителя должны готовиться, писать поурочный план, с указанием источников информации, ссылок на используемый материал. А также, считаю, проведение административных контрольных срезов показало бы реальную картину качества обученности.

«В нашей школе сложилась определенная модель управления качеством образования, — рассказала заместитель директора школы-лицея №2 г. Кокшетау Бибигуль Шахметова. — Одной из форм контроля за качеством преподавания является внутришкольный контроль. Конечно же, при его планировании мы отталкиваемся от годового анализа всей учебно-воспитательной работы. Например, если при анализе мы наблюдаем понижение качества знаний по некоторым предметам, то при планировании внутришкольного контроля на будущий год ставим на контроль состояние преподавания данных предметов с целью выявления проблемы, дальнейшей корректировки и оказания методической помощи. Отслеживая качество знаний учащихся по предметам, определяем успешность учителя в конкретном классе, мониторим прогресс учащихся, имеющих 1-2 тройки по итогам четверти».

«В нашей школе-гимназии №4 имени Л.Н.Толстого г. Степногорска внутришкольный контроль осуществляется следующим образом: за каждым заместителем руководителя учреждения образования закреплены классы, которые находятся на дистанционном обучении. Каждый педагог отправляет ссылки на стриминг с учащимися. Заместитель директора в пятницу готовит аналитическую справку о количестве уроков в данном классе и проблемах, возникших в процессе обучения, — разъяснила принцип своей работы заместитель директора школы Наталья Довгаль. — При дистанционном обучении классный руководитель становится главной фигурой в общении между родителями и учащимися, ежедневно его информируют об успеваемости детей учителя-предметники, и любая проблема решается во внутриклассном взаимодействии. Кроме того, в школе установлен день профилактической работы со школьниками и родителями, есть формат работы через индивидуальные консультационные группы».

За круглым столом педагоги обсудили также един из важнейших компонентов обучения — оценивание. Говорили и о ходе подготовки выпускников к итоговой аттестации и ЕНТ, многие поделились достижениями и трудностями, встречающимися в практической работе. Кстати, в 2021 году сдача ЕНТ будет проходить в электронном формате, и это позволит выпускникам, выполнив все задания, вернуться к вопросам, которые вызывали сомнения, и изменить ответ.

Обратная связь

В течение двух часов были обсуждены многие актуальные вопросы. Но это, конечно, далеко не все, что интересует наших педагогов, родителей и самих учащихся. Надеемся, что традиция собираться за одним столом не прервется и не утратит своей актуальности. Многие из присутствующих педагогов получили возможность поделиться своим опытом и мнением, выразили надежду на всестороннюю поддержку руководства.

— Это действительно важный, предметный круглый стол, концептуальный для понимания сегодняшней роли учителя, — отметила, комментируя итоги встречи, учитель-новатор, учитель истории ШГ №5 «Тандау» Алия Ахетова. — Сегодня учителю комфортно работать, имеются онлайн-технологии, сайты, платформы работают только на наш авторитет. Нам остается лишь проявлять академическую честность и понимать, что в любом случае электронная машина не заменит живое общение. Поэтому с нашей стороны, учительской, необходима тщательная подготовка к урокам. Каждый учитель понимает, что он гиперответственен перед ребенком, родителями, социумом…

Сегодня в нашей стране принят долгожданный Закон «О статусе педагога», для представителей нашей непростой профессии создаются все условия. А это значит, что пришло время продемонстрировать системную, профессиональную работу, направленную на повышение качества образования. Думаю, что проведенная встреча поможет в реализации этих планов. Все рекомендации, выработанные по итогам круглого стола, уже направлены в районные и городские отделы образования области.

Бейбит ЖУСУПОВ,
руководитель управления образования Акмолинской области.