Рентген за свой счет, или Как попасть в стационар

Помогите! Маму не кладут в больницу, а у нее пневмония. Не знаем, что делать, — такой звонок раздался в редакции сразу после новогодних праздников. Скажу сразу: разбирались мы в этой истории несколько дней. Найти виновных в ней не получилось, да это и не наша функция. Наше дело — поделиться с читателями, чтобы каждый сделал собственные выводы.

Женщина, звонившая в редакцию, рассказала: ее мама — пенсионерка по имени Надежда Петровна — живет в поселке Застанционный, в простонародье именуемом «Шанхай». Перед новогодними праздниками она почувствовала себя плохо. Как рассказывает дочь, обращалась в поликлинику по месту жительства, несколько раз в предновогодние дни вызывала «скорую помощь». У докторов версии диагнозов были разные: вирусная инфекция, катаральная ангина, даже панкреатит. Советовали размачивать таблетки мукалтина в минеральной воде — помогает от кашля. Взятая проба на коронавирусную инфекцию была отрицательной. Надежда Петровна несколько раз ходила в поликлинику сдавать анализы, лечилась, но состояние не улучшалось. Женщине становилось все хуже. После Нового года, 3 января, они с дочерью в частной клинике сделали платный рентген легких, который показал двустороннюю пневмонию. Поехали в поликлинику по месту жительства, но там оказалось закрыто: праздничный день. Обратились в городскую поликлинику №1, дежурный врач осмотрел пациентку и отпустил. Тогда дочь снова вызвала «скорую». Фельдшер предложил поехать в центр инфекционных заболеваний. Просидев более трех часов в «скорой помощи» в ожидании своей очереди (машин и пациентов было очень много), Надежда Петровна все-таки попала на обследование. Снова сдали пробу на коронавирус, томография показала 40% поражения легких. Однако в больнице, как рассказывает дочь пенсионерки, сказали: «Свободных мест в стационаре нет. Здесь лежат пациенты, которым хуже, а вас можно лечить и дома».

— Вернулись домой, на следующий, уже рабочий день обратились в амбулаторию поселка Застанционный, — рассказывает дочь Надежды Петровны. Там подтвердили, что лечиться будем на дому. Пообещали, что будет приходить медсестра делать уколы. Но разве это лечение? Маме нужно было в стационар! Она сердечница, состоит на учете с серьезным заболеванием, да и возраст у нее 65+. А тут еще и пневмония…».

На следующий день Надежда Петровна все-таки попала в стационар. Дочь привезла ее в Акмолинский областной центр фтизиопульмонологии и там, приняв во внимание состояние пациентки и сопутствующие заболевания, не отказали в госпитализации. Кстати, на следующий день пришел новый результат ПЦР-теста нa COVID-19: положительный.

За разъяснением ситуации мы обратились в амбулаторию поселка Застанционный. Старшая медсестра амбулатории Зукия Такбуренова, выслушав всю историю, пообещала в ситуации разобраться. Перезвонив, рассказала: перед праздниками Надежда Петровна вызывала «скорую помощь», и судя по всему, фельдшеры не передали актив на участок, поэтому из амбулатории никто пенсионерку не навестил. В выходные дни амбулатория и правда была закрыта, дежурный врач поликлиники свою работу выполнил: осмотрел пациентку и посоветовал на следующий рабочий день обратиться на участок. После этого Надежда Петровна сделала рентген, сдала пробу на ПЦР. И в амбулатории ее уже поставили в график обслуживания мобильной бригады — для лечения на дому. Что же касается размачивания мукалтина, то, по мнению старшей медсестры, такого посоветовать фельдшеры просто не могли.

—  Вообще, слышать такие жалобы нам, честно говоря, обидно, — сетовала Зукия Кенжегалиевна. — Сегодня, например, у нас более 80 вызовов, каждого нужно осмотреть, взять ПЦР при необходимости. Представьте, в котором часу наши фельдшеры закончат свой рабочий день — это будет глубокая ночь. Поэтому не очень приятно, что наш труд так мало ценят пациенты. Для нас все они одинаково важны, каждому мы стараемся уделить внимание и оказать помощь. Вообще, хочется еще раз всем пациентам объяснить: при появлении признаков ОРВИ и коронавирусной инфекции необходимо обращаться не к знакомым, даже не в «скорую», а в поликлинику, к участковому врачу. Надежде Петровне нужно было еще до праздников позвонить к нам в регистратуру, вызвать на дом фельдшера, на участке ей бы дали и направление в стационар.

Руководитель службы поддержки пациентов городской поликлиники №1 Алма Жарылгасова, которой мы также позвонили, объяснила, что, поскольку письменной жалобы от пациентов в поликлинику не поступало, разбирательство по этому случаю не проводилось.

Сейчас Надежда Петровна успешно лечится в инфекционном стационаре Центра фтизиопульмонологии. Получает уколы, капельницы, чувствует себя немного лучше. Однако предсказать развитие событий в том случае, если бы она не получила лечения вовремя, мы не возьмемся. И вопросов в этой ситуации по-прежнему немало. Если «скорая помощь» приезжала, по словам родственников, не менее четырех раз в предновогодние дни — неужели ни разу данные о вызовах не были переданы в амбулаторию? Если на рентгене выявлено серьезное поражение легких — неужели пациент не может рассчитывать на стационарное лечение? Если нет мест в больнице — неужели нет механизмов, чтобы сразу перенаправить пациента в другую?

Возможно, как сказала одна из докторов, вся эта ситуация — стечение обстоятельств, усугубившееся праздничными нерабочими днями. Но нам с вами из нее нужно извлечь урок. Этот урок прост: о своем здоровье нужно заботиться самому. При необходимости — вызывать участкового врача, требовать дополнительного обследования и госпитализации. А лучше — совсем не болеть.

Здоровья нам всем.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также