Социальная работа: вчера, сегодня. И… всегда

Рядом с нами

Самое сложное в вашей работе?

Люди. Престарелые, инвалиды,те, кто попал в трудную жизненную ситуацию… Бывает очень сложно объяснить что-либо, получить согласие.

Самое интересное в вашей работе?

Люди. Такая радость, когда удается помочь, слышишь простое «спасибо».

Руководитель отдела занятости и социальных программ Ерейментауского района Марина Сердцева говорит от имени всех своих сотрудников и социальных работников. Кому как не ей, работающей в системе социальной защиты более 25 лет, знать о настроениях и чувствах коллег. «Мы — одна команда. Случайных людей в нашей работе быть не может», — говорит она о коллективе, возглавляет который с2011 года.

О самой Марине Леонидовне можно с полным на то правом сказать, что как специалист она росла вместе со становлением и совершенствованием казахстанской системы социальной защиты.

Каждый казахстанец на себе ощущал результаты государственной социальной политики. Знаем, сколько бы средств ни выделялось, очень многое зависит от механизма реализации, от людей, которые смогут дойти до каждого адресата. И здесь, без преувеличения, социальные работники — на передовой.

—  Работали до позднего вечера, индексация пенсий происходила часто, вручную перерасчет делали, — рассказывает о работе районного отдела социального обеспечения (так он назывался 20 лет назад) Марина Леонидовна. — Тогда ГЦВП не было. Все напряжение и недовольство размером пенсий и задержками выплат люди на нас выплескивали. Тогда мы уже учились быть психологами. Без умения разговаривать, успокоить, без терпения — в нашей работе нельзя. Это такие дополнительные для специалистов социальной сферы квалификационные требования.

Надо сказать, что текучести кадров в отделе практически нет. Работают в нем люди, проверенные временем. Возраст — от 25 и старше. Мужчина — один, работает водителем.

—  Приходили к нам парни, — объясняет такое «гендерное неравенство» Марина Леонидовна. — Неплохие ребята. Но уходили быстро: «Женюсь. Ребенок родился. На такую заработную плату семью содержать не могу».

Так что в социальной защите нуждаются и сами работники этой сферы. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Но, как всем и всегда, хочется, чтобы это проходило быстрее и кардинальнее. Синхронно с ростом требований. А их становится все больше.

Не так давно наличие высшего образования стало обязательным не только для государственных служащих, работающих в отделе, но и для всех социальных работников. Их в районе — 21 человек. Понятно, что в дальнем селе не так просто найти желающих с дипломом о высшем образовании помогать пяти нуждающимся в помощи людям. Ведь это и печь протопить, и воды принести… А еще «за жизнь» поговорить, выслушать, помочь заявления различные оформить, вовремя врача вызвать…

— Нечасто, но бывает, приходят наши социальные работники: «Не могу, не знаю, что с ним делать», — рассказывает Марина Леонидовна. — Идем к опекаемому, разговариваем, пытаемся убедить, что социальный работник — не помощник по хозяйству. Не обязан в сарае управляться. Но иногда приходится и заменить. Свежий человек со свежим взглядом всегда полезен.

А бывает, что и с участковым инспектором полиции приходится идти целой комиссией, в составе которой и психиатр…

Инструктажи, курсы повышения квалификации, которые работники социальной сферы проходят регулярно и в обязательном порядке, очень помогают. Там как раз и осваивается четкий алгоритм действий в любой, самой неожиданной ситуации. Учат и тому, как оказать психологическую, юридическую, педагогическую помощь.

А чаще всего социальные работники работают со своими бабушками-дедушками, детками больными годами. Прикипают душой, ближе многих родных становятся.

Социальные работники помогают людям как можно дольше и активнее оставаться в обществе, быть включенным в него. Ведь социальная сфера — это все, что обеспечивает жизнь всех и каждого. Она была вчера, есть сегодня, будет всегда.

Нина МИТЧИНОВА.

Ерейментауский район.

Читайте также