Помочь встать на ноги

ОБРАЗОВАНИЕ

Только за последние пять лет в нашей области закрылись четыре детских дома — в них просто стало некому жить. Если пять лет назад в детских домах региона воспитывались 700 детей, то сегодня — всего 101. Такие цифры, конечно, не могут не радовать. Однако вопросы, как сделать жизнь детей в детском доме комфортной, помочь им адаптироваться к жизни во взрослом мире, компенсировать им отсутствие родительского тепла, по-прежнему остаются актуальными. Все эти темы были подняты на днях на брифинге, посвященном перспективному развитию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как отметила на встрече заместитель руководителя областного управления образования Ботакоз Дюсенова, поданным управления образования, всего в области 1 559 детей, оставшихся без попечения родителей. Более 1300 из них — под опекой, попечительством, на патронатном воспитании, в приемных семьях. Еще 191 (12%) воспитывается в четырех учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это единственный оставшийся в области детский дом — Аккольский, Урюпинский специальный комплекс «Детский сад- школа-интернат» в Аккольском районе, Щучинский дом ребенка и центр оказания специальных социальных услуг в Кокшетау.

Кроме того, в регионе работают два центра поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Сандыктауском районе и в городе Кокшетау. Здесь временно живут дети, чьи родители не могут содержать их материально, а также те ребята, кто страдает девиантным поведением, бродяжничает или остается без надзора. Кроме того, в Степногорске работает областной Дом юношества «Жастар», где живут выпускники детских домов и другие ребята — как учащиеся, так и работающие. На встрече с планами перспективного развития своих организаций выступили их руководители. Представитель Аккольского детского дома Булат Алтынбаев рассказал, что сегодня здесь живет 101 воспитанник, за последние три года в семьи были переданы 88 детей. На сегодня главной своей задачей педагоги детдома видят успешную социализацию своих воспитанников в обществе и прикладывают для этого все усилия. Не секрет, что после выпуска из детдома молодым людям порой трудно научиться жить самостоятельно, привыкнуть к реалиям взрослой жизни, обзавестись навыками, необходимыми для того, чтобы стать успешными. Именно поэтому, как было отмечено, педагоги детского дома должны быть сегодня не просто высококлассными воспитателями, но и психологами, и новаторами, и просто чуткими и понимающими людьми, способными найти подход к каждому ребенку, лишенному родительской любви и семейного очага.

Было отмечено, что руководство детского дома следит за судьбой своих выпускников, старается помогать им с решением разных проблем. Одним из главных для таких ребят остается вопрос жилья. По данным управления образования, за последние пять лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в нашем регионе получили около 300 квартир, только в этом году этой категории акмолинцев были переданы ключи от 31 квартиры.

В Урюпинском специальном комплексе «Детский сад — школа — интернат», как рассказала его директор Юлия Алдажарова, стараются делать акцент на развитие базовых навыков и профессиональное ориентирование ребят с  особыми   потребностями,   которые здесь живут. Для этого работают разные кружки, проводятся экскурсии на предприятия.

Профориентация — важная часть работы и для педагогов областного дома юношества «Жастар» г. Степногорска, где живут повзрослевшие выпускники детских домов в возрасте до 23 лет.

— Для нас главное — подготовить ребят к взрослой жизни, помочь им получить профессию, найти хорошую работу, встать на ноги, — говорила и.о. директора Дома юношества Тотты Ебдульманова. — Часто наши выпускники, уже совсем взрослые, приходят к нам спросить совета: как быть с работой, как поступить…

Каждый из выступавших на встрече отмечал: ребенку лучше всего жить в семье. Ребят, временно живущих в центрах поддержки в силу сложных жизненных обстоятельств, стараются вернуть в кровную семью. Тех, кто все-таки оказался в детском доме, пытаются устроить в семью приемную или патронатную. Было отмечено, что сегодня государство предоставляет единовременные выплаты тем, кто усыновил сироту, а также пособия опекунам или попечителям, выплаты патронатным воспитателям. Это помогает стимулировать усыновление. А для того, чтобы научиться преодолевать неизбежные в этом процессе трудности, каждый, кто желает взять под опеку ребенка-сироту, должен пройти специальные обучающие курсы. Сегодня в нашем регионе такое обучение в режиме онлайн проходят 28 кандидатов.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также