И посмеяться, и задуматься

РАМПА

Областной Казахский музыкально-драматический театр имени Ш. Хусаинова открыл 24-й сезон забавной комедией «Номер 13», созданной на основе легендарного произведения английского драматурга Рэя Куни. Режиссер постановки, заслуженный деятель РК, директор театра Муратбек Оспанов предложил на суд зрителей собственное прочтение известной комедии, изобилующей множеством смешных сцен, а также интересных и непосредственных героев, представил которых слаженный актерский состав.

Премьерный онлайн-показ спектакля, безусловно, собрал в минувшую среду у мониторов и смартфонов своих верных зрителей, не пропускающих ни одно театральное действо. С целью поднять хоть немного настроение землякам, уставшим и от карантинных мер, вызванных пандемией, и от разлуки с театром, и была выбрана эта смешная и поучительная комедия. Напомним вкратце сюжет известного спектакля: помощник премьер-министра Ричард Уилли (Еркебулан Толеуов) снимает номер в отеле, чтобы провести ночь с молодой возлюбленной. Однако пылкий чиновник не обратил внимания на маленький нюанс: номер-то по счету оказался 13-м… Так что, как говорится, жди беды. Она, беда, не заставила себя ждать, обрушившись на любовников в самый неподходящий момент в виде застрявшего в окне их номера бездыханного мужского тела… Они переполошились, не знают что делать! Звонить в полицию, как предлагает Джейн (Асем Серикова), нельзя — иначе придется объяснять, что уважаемый политик делает в такой час в номере отеля, хотя должен в это время быть на важном мероприятии. Остается одно: избавиться от тела! Вот эту задачку и решают герои на протяжении всего действа. Ну а поскольку в таком довольно щекотливом и непростом деле они специалисты, мягко говоря, неискушенные, поэтому действуют решительно, но при этом очень неуклюже и смешно.

С самого начала постановка держит зрителя в тонусе: как же герои выпутаются из этой нелепой ситуации? Великолепная актерская игра, множество по-настоящему смешных моментов, острых, местами искрометных, высокий темп интриги — все это вкупе цепко держит зрительский интерес. И спектакль, состоящий из двух отделений, длящийся час и сорок минут, совсем не кажется бесконечно длинным с затянутыми мизансценами. Все сыгранное в первом действии — это лишь прелюдия, подготовка к самому интересному: разрешению весьма щекотливой ситуации. Герои — Ричард Уилли, вызванный им помощник Джордж (Асланбек Шайсултанов), секретарша Джейн — на протяжении всего действа до смешного отчаянно пытаются скрыть следы преступления, которого не совершали. Но им, как водится, все время кто-нибудь да мешает, превращая их пребывание в гостинице в сущее наказание. В номере то и дело появляются то управляющий гостиницей (Ержан Аубакиров), то официант (Санжар Акмагамбетов), то вдруг врывается ревнивый муж Джейн (Зулькапил Батихан), безуспешно разыскивающий свою жену, то подвыпившая супруга Ричарда Памела (Галия Корабаева).

А во второй части спектакля то самое бездыханное тело (Мирас Елюбай) неожиданно для всех оживает. Человек, на которого упала тяжелая оконная рама, приходит в себя, но ничего не помнит, ни имени, ни кто он такой. Кстати, под этой то и дело падающей оконной створкой все время кто-нибудь да оказывался…

Все актеры играли слаженно, подкупая своей бодростью, молодостью, уверенностью. И все же у кого-то игра была ровной, кто-то, показалось, очень стараясь, немного переигрывал. Из всего актерского ансамбля особенно выделялась роль Ричарда Уилли, сыгранная Еркебуланом Толеуовым. Его игра разнообразна, актер умело придавал живые черты своему персонажу, кажется, пытался вдохнуть в него душу, насколько это было возможно. В том, как он изобразил своего Ричарда Уилли, вначале довольного и уверенного в себе ловеласа, умело обольщающего молодую женщину, затем струсившего от неожиданности ситуации простого смертного, после мечущегося в поисках решения виновника романтической затеи, так плохо для него окончившейся, в смене настроений его героя прослеживается изящество исполнения, отсутствие малейшей назойливости.

Комедия, заставляющая и посмеяться от души, и задуматься — таковы посыл и стиль этого замечательного спектакля. Режиссер-постановщик, проведя зрителя по всем кругам волнений и интриг, заканчивает спектакль новой загадкой. Все успокоившиеся и довольные благополучным исходом (каждый герой — своим), расходятся, а недавно «ожившее тело», вспомнившее, кто оно есть, пытающееся снова пробраться в номер через окно, вновь оказывается обездвиженным под упавшей оконной рамой… Да, жизнь и ее различные человеческие начала неистребимы, кого-то она, жизнь, ничему так и не учит…

Безусловно, успешным дополнением спектакля стали декорации постановки (художник-постановщик Жарасхан Исин). Они довольно лаконичны и немногословны, тем не менее, точно передают ощущение дорогого гостиничного номера, который может себе позволить чиновник высокого ранга.

Добавим, что пьеса английского драматурга Рэя Куни считается одной из лучших комедий последних десятилетий. В 1991 году она удостоена премии Лоуренса Оливье как лучшая комедия года.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото предоставлено Казахским музыкально-драматическим театром им. Ш. Хусаинова.

Читайте также