Сезон открыт! Несмотря на… В соответствии с…

РАМПА

«Из ряда вон!», — эти слова, не раз повторяемые ведущими церемонии открытия 44-го сезона областным русским драматическим театром как нельзя лучше отражают все, что случилось с марта. Не только с театром, со всеми нами.

А, может, это и есть «сермяжная правда».
Где-то и в чем-то…

А ведь так хорошо все начиналось. На Кипр успели съездить, «Панночку» Ольги Луцивой показать. Уже упаковали чемоданы, билеты купили в Сербию на международный фестиваль «Словения». Сколько планов было, приглашенных режиссеров с мировым именем ждали, но тут… пандемия, ЧП, карантин…

«Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней»…Это о директоре театра Бейбите Бахтыгерееве и обо всем возглавляемом им коллективе.

Работали «по ту строну экрана» — в социальных сетях «Сказки на ночь» детям рассказывали, об истории театра повествовали. И репертуар на будущий сезон формировали: искали, обсуждали, спорили и как только стало возможным — репетировали, репетировали, репетировали… Связи со зрителем, проверенным временем и потенциальным, не теряли ни на один день.

Республиканский театральный марафон по чтению «Слова назидания», посвященный 175-летию Абая пусть виртуально, но провели. А, может быть, в этом где-то и в чем-то и есть «сермяжная правда»: сколько людей смогли оценить мастерство и искренность участников марафона.

Правда, победителя тоже пришлось на расстоянии поздравить, но подарки памятные до коллектива Костанайского областного казахского драматического театра им.

И. Омарова, удостоенного диплома I степени, конечно, дойдут.

А занявшую второе место экскурсовода Акмолинского областного историко-краеведческого музея Веронику Антипову мы и в маске медицинской узнали. Как и обладателя диплома III степени, директора РДК Буландынского района Алишера Кенжегалиева. Пришли они в театральный дворик, где очень ограниченное количество зрителей сидело на расстоянии друг от друга после положенного санитарного контроля.

Но как же по-иному смотрелся уже виденный нами на экспериментальной площадке театра спектакль «Учитесь жить, смеясь!» по произведениям Нодара Думбадзе. Как далеко разносились грузинские застольные песни, как буквально резвились актеры, не ограниченные пространством сцены! И как же радовались немногие счастливчики, которым удалось попасть на церемонию открытия сезона. Эмоции даже маски не скрывали.

Режиссер спектакля Ольга Луцива призналась: «Когда-то я сказала: «Попробовать бы сыграть спектакль на фоне нашего скверика во дворе. Но и подумать не могла…». Так что конфуцианское «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство исполняться», об этом тоже.

А вообще, абсолютно прав Бейбит Салаватович, сказавший: «Нам всем нужно учиться жить по-новому». Конечно, нужно. И стараться делать это столь же достойно, как коллектив областного русского драматического театра, в уныние не впавший, рук не опустивший, высокому искусству не изменивший.

Об одиночестве, любви, прощении…

Глухонемой Герасим — собачка Муму — сердитая барыня — Герасим топит любимицу — уходит… Рассказ Тургенева мы вроде как пунктирно помним.

Все это есть и в спектакле «Муму», премьера которого прошла на следующий день после открытия театрального сезона. (Все в том же режиме онлайн, конечно). А эмоции, восприятие тихой и незаметной для окружающих трагедии глухонемого крепостного дворника совсем иное… И не потому, что рассказ читали в детстве-юности, увы, далеких. Перечитала после спектакля. У Тургенева барыня «уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». Немолодая, скучающая, капризная, вздорная… Возможно, могучий дворник Герасим и радовал изредка ее взгляд, но не более.

Когда на сцене появляется Людмила Скуратова — красивая, утонченная, холеная, понимаешь, что барыня здесь иная. И не только внешне. Никаких истерик, мнимых обмороков, капризов. Поначалу кажется, что за каждым ее решением — расчет и жестокость. А потом… Следишь за лицом, глазами, меняющимися при виде Герасима… И забываешь о крепостном праве, о том, что одним мановением пальца она могла принудить Герасима к чему угодно (утопил же он Муму, которой отдавал всю ласку и заботу, что берег для человека).

Еще до того, как запела Людмила Скуратова рвущее душу «Думы мои темные, думы потаенные, бестолковая любовь, головка забубённая!», понимаешь, что барыня — просто женщина, одинокая, непонятая, страдающая, ревнующая и любящая…

И пусть историки рассуждают о том, было ли это возможно в условиях крепостного права, насколько реалистично такое не хрестоматийное прочтение классики.  Режиссер спектакля Тимур Валиев увидел так. Актеры донесли до нас главное — меняются время, одежды, нравы, быт, а люди — в основном и главном — все те же: разные, хорошие и не очень, добрые и жестокие, чуткие и равнодушные, любящие и страдающие от любви неразделенной.

Отчаянное «Любите барыню!», которым героиня Людмилы Скуратовой спектакль завершает — мольба о понимании, прощении, любви взаимной.

Даже при просмотре в режиме онлайн было очевидным, что актеры не просто играли, они жили в этом образе… Роль Герасима, кажется, создавалась именно для колоритного, фактурного Максима Михеева. Ни одного слова… Только жесты, лицо, глаза, редко издаваемые звуки… Но вот он перед нами — простой, добрый, тонко чувствующий и… повинующийся. Не из страха, а потому что веками повиновались его предки, «иначе нельзя» — это в крови вместе с генами.

«Безответная душа» Татьяна (Жанна Хомец) действительно кротка, покорна, забита. Временами так хотелось, чтобы улыбнулась она Герасиму, хоть как-то ответила на его так простодушно выражаемые чувства.

Капитон (Андрей Егорин) показался мне излишне гротескным, как и Гаврила (Эдуард Погребицкий). Но, возможно, режиссер так и замышлял — дать возможность зрителю расслабиться, снять напряжение от трагичного, по сути своей, действа. А уж Муму (Анна Воронько) — звездочка, на которую без умиления и улыбки просто не взглянешь.

В этой плеяде молодых актеров, пришедших в театр в этом году, нельзя не обратить внимание на Дарью Дмитриенко. Роль одной из дворовых — крохотная, но как она смотрит на барыню! Кажется, что лишь эта бессловесная девушка понимает всю глубину ее страданий.

В спектакле много движения, музыки и почти нет… слов. А те, что изредка актеры произносят, они сопровождают сурдопереводом — мастерским, профессиональным. Жестовому языку обучала их консультант, профессиональный сурдопереводчик Тамара Шевченко.

Буквально с первых минут спектакля мы действительно погружаемся в мир, где «тишина всегда громче крика». И как замечательно, что он будет понятен людям, в силу разных причин слуха лишенным.

Снимут карантинные ограничения, придем мы в наш любимый театр… Поскорей бы! Если актеры так играли, лишенные возможности «подзарядиться» зрительской энергетикой, то что будет в зале!

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также