Культ труда и знаний

Данис Габдрахимов, отличник Ростовской школы села Кумсуат, легко поступил в столичный медико-технологический колледж. Чтобы стать студентом стоматологического факультета, обладателю аттестата с отличием об основном среднем образовании было достаточно пройти психологический тест в Нур-Султане. Впрочем, в льготном снисхождении к себе со стороны приемной комиссии абитуриент не нуждался.

Эта новость не вызвала особого удивления среди старших односельчан Даниса, а у его сверстников — тем более: все трое детей супругов-педагогов Габдрахимовых окончили Ростовскую школу с красными аттестатами и глубину знаний по образовательной программе могут доказать «без напряга», шутя. Старшая дочь Айна — теперь врач общей практики, заведует терапевтическим отделением в Костанае, вторая дочь Альбина — преподает спецдисциплины в Костанайском высшем медицинском колледже.

По примеру сестер Данис тоже выбрал стезю врачевания. «Правда, чтобы стать настоящим специалистом, надо много еще учиться», — со взрослой осознанностью признается мне юный собеседник. Он только с первых минут общения кажется малоразговорчивым, совсем некоммуникабельным. Как бы ни так! По школе он запомнился ровесникам не только примерными отметками по предметам, но еще как мастер художественного чтения, любитель пения и спортсмен (в многоборье защищал честь Жаркаинского района на областных соревнованиях). А еще — целеустремленно занимается домашним хозяйством, неравнодушен к технике…

Знакомство с Габдрахимовыми началось со двора их дома. Это кстати получилось: именно здесь лучше удовлетворить свое любопытство об укладе не вполне обычной сельской семьи, ее увлечениях, планах на будущее. Сооружения, предметы обихода сами за хозяев говорят. Вот просторные загоны для животных. Меж ними и сараями — бетономешалка (наверное, за время подготовки помещений для предстоящей зимовки скота семье еще предстоит выполнить большой объем ремонтных работ). Неподалеку от крыльца — спортплощадка: турники, гири разного калибра. Ясно, с чего мужчины начинают утро. Наличие внушительной стопы пятилитровых баклажек из пластика мне объяснили тоже практической необходимостью: «В ближайшей роще есть родник. Туда за исключительной водой ездим. Пока емкости наполняются, можно лесным воздухом надышаться, лекарственных трав пособирать». Под навесом я заметил запасной комплект конской упряжи. Рядом надувная лодка и рыболовные снасти, совсем недавно бывшие в употреблении. Тут было еще много чего, красноречиво свидетельствующего о насыщенной, разнообразной жизни Габдрахимовых. Ясно, в какой среде воспитывались отличники.

После, когда нас угощали свежежареной рыбой и мантами, приготовленными по особому семейному рецепту, нас не покидал вопрос: «Когда же они все успевают?!». А еще реконструируют свой дом, сооруженный в советское время. Учитель физкультуры своими руками переделал систему отопления, теперь угля за зиму сжигают в полтора-два раза меньше. Евродизайн комнат, говорят, вытянул из семейного бюджета больше миллиона, а Габдрахимовы продолжают благоустраивать свое жилье. На вопрос: «Кому на селе жить хорошо?» они отвечают: «Тому, кто село не покидает и рукам, ногам покоя не дает».

Хозяина — Нафиса Галимовича, школьного учителя физкультуры — мы не застали. Он с утра косил сено для семейного подворья. К обеду на колесном тракторе с дисковой косилкой отца подменит сын. А пока Данис еще задерживался дома, его поминутно торопила помочь сделать овцам ветеринарную обработку сестра Альбина (см. фото). Сестра приехала домой в отпуск с трехлетней дочуркой. Своеобразный, надо сказать, запланированный отдых в Кумсуате, вдали от городской суеты Костаная!

В отсутствие хозяина, домашними делами заправляет супруга Эльвира Анисламовна, учитель физики и информатики. Она поведала о распределении родительских обязанностей в семейной педагогике: «Муж воспитывал в детях силу духа и целеустремленность, умение самостоятельно решать любые житейские вопросы. За мной оставались все другие задачи. В том числе — прививать усидчивость, систематизировать накапливаемые знания». Что из такой родительской специализации получилось- видно на примерах детей.

Этот двухколесный транспорт, с модным шлемом на седле, Вы Данису покупали в подарок за примерную учебу?

— Мотоцикл Данис себе купил на выручку от той части домашнего хозяйства, которое сам выращивает, а потом, по осени, торгуется по цене с заезжими закупщиками скота, -не без гордости за самостоятельного, хозяйственного сына сказала Эльвира Анисламовна и по секрету мне добавила: — Тогда ему на покупку своих денег не хватило, так он у нас с мужем спрашивать не стал — продал личный «мобильник».

Теперь еще и трактором обзавелся. Не новым, правда, несколько дней с отцом повозились, пока тот из выхлопной трубы дым пустил.

Последние слова сын услышал краем уха и с некоторым укором взглянул на мать: дескать, зачем незнакомому дядьке «семейные секреты» раскрывать? Впрочем, если его самого порасспрашивать, все расскажет без утайки. Мотоцикл, оказывается, ему для хозяйственных дел нужен, а не развлечений. Лошадей, видите ли, жалко ему эксплуатировать на пастьбе скота:

— Ездовые лошади у меня есть, конечно. Но пусть они лучше вольничают, а не под седлом маятся.

А трактор (гусеничный, бывший в употреблении) тебе зачем, для какого дела?

— Как это «зачем»? Чтобы работал в нашем хозяйстве — К/Х «Айна»!

Так открылась еще одна семейная тайна. Можете себе представить, чтобы Данис (с его-то данными!) совсем не рвался в город? Но мой герой (слово употребляю во всех его смыслах) именно такой: он готов идти против модного течения. Вот и сельхозимущество прикупал с практическим умыслом, на будущее. Знания давались ему легко, как игра. А вот самостоятельное крестьянство он считает совсем другой темой: взрослой, ответственной.

Родители все-таки уговорили и настояли: «Учись, пока молодой! Накрестьянствоваться еще успеешь». Сын, как видим, повиновался старшим, но расставаться с Кумсуатом ему по-прежнему не хочется, и от того грустит, что пока невозможно соединить два желания.

Школа, где работают родители, и которую он сестрами окончил с отличием, называется Ростовской по названию известного совхоза времен существования Державинского и Жанадалинского районов. Именно с тех пор среди молодежи здесь культивировали добросовестный труд и освоение знаний. Правда, школа теперь из средней переформатировалась в основную — чтобы получить полное среднее образование, Данису надо было думать, куда лучше ехать: в Державинск к друзьям или в Костанай к сестрам… В конце концов, выбрал г. Hyp-Султан: столичное преподавание и самостоятельную жизнь в общежитии. В его готовности к такой жизни родители не сомневаются.

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

Жаркаинский район.

Фото автора.

Читайте также