Музей — пространство диалога…

Вековой юбилей

(Окончание. Начало в №80)

Что говорит музеология сегодня

Профессор, директор Центрального государственного музея РК Нурсан Алимбай, академик Казахстанской национальной академии естественных наук Акмарал Ибраева, -доктор PhD, заместитель по научной работе Национального музея РК Айбар Касеналин, кандидат культурологии, директор музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский, директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького Людмила Савченко, директор историко-краеведческого музея города Темиртау Наталья Скорикова, вице-президент комитета ICOM Kazhakstan, музеолог Жолбарыс Нурсерик, музеевед, доцент университета «Туран» Галия Файзуллина… Это далеко не полный перечень ученых, принявших участие в конференции. Надо отметить, что онлайн-формат не стал препятствием для полного достижения цели конференции: актуализации музейной деятельности, углублению коммуникаций между музеями, популяризации историко-культурного наследия, расширения сферы научной и образовательной деятельности музеев на современном этапе…

Экскурсовод расскажет и покажет

Выступающие не раз обращались к диалогической концепции культуры М. Бахтина как основы современных инновационных проектов. Она подразумевает, что воздействие культурного наследия — это диалог между культурами, обществами, людьми прошлого и настоящего.

— Применительно к музейным исследованиям это означает открытость и многогранность музейных артефактов и интерпретаций текстов, возможность по-разному читать прошлое и придавать ему значение с учетом современного контекста, семантики и практики, — отмечал кандидат культурологии, директор Музея истории города Екатеринбурга Сергей Каменский, презентуя свой проект «Искусство путешествий»: «Проект был направлен на решение проблемы «закрытого» музея, работающего в основном в режиме монолога. Мы попытались продумать, как изменить ситуацию, когда спектр выставочных тем не соответствует общественным потребностям, не имеет ничего общего с их жизнью и увлечениями, сферой их интересов, когда взрослая аудитория не воспринимает исторический музей как значимое место».

Сегодня музеи пытаются сделать своеобразной сценой, где могли бы начаться путешествия. Во времени и пространстве. Наш областной историко-краеведческий музей движется в этом направлении не первый год и очень успешно.

Полюбившиеся акмолинцам акции «Ночь в музее» — одно из многих тому подтверждений.

— Ведь некоторая часть прошлого встроена в современную культуру благодаря живым традициям и «естественной» памяти. Мы все еще можем чувствовать это «рабство», основанное на личном контакте, воспоминаниях, традициях, — обосновывал Сергей Каменский необходимость таких проектов. — Однако в настоящее время «живая» часть наследия постепенно уменьшается. Постиндустриальное общество строит свои отношения с историей. Человек конца XX — начала XXI веков имеет тенденцию вырваться на свободу из истории, его связи прерваны, а прошлое с большей вероятностью будет восприниматься как другая (чужая) страна.

Организации, связанные с наследием, должны строить мосты, способные соединить прошлое и настоящее, погрузить человека в историю, дать ему возможность ощутить значение и ценность прошлого в своей собственной жизни.

Живой отклик и полное понимание участников конференции вызвали яркие, образные слова, принадлежащие Н. Поповой — директору музея Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге: «…музей, действительно, является открытым сайтом. Это определение очень важно. Считается, что музей смотрит назад. Это как жена Лота: иметь последний взгляд, увидеть и сохранить. Нет, это не так! Музей — это состояние «Янус». Если вы не видите ничего сразу, если вы не смотрите вперед, то бесполезно оглядываться назад. Или просто держать свою шею искривленной и сидеть неподвижно в этой дурацкой позе, если ничего не нужно. Открытость -это главное в музейной жизни.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Туризм и сервис» университета «Туран» Галия Файзуллина в своем докладе подчеркивала, что в XXI веке в музейной деятельности актуальным становится акцент не только на предмете, сборе, хранении и экспонировании музейного артефакта, но и в первую очередь на планировании коммуникаций и на самом человеке.

Музей, опираясь на прошлое, призван служить развитию общества и способствовать формированию его будущего. Свою миссию музей может реализовать как через традиционные функции, которые также, как и прежде заключаются в сборе, изучении, хранении и организации культурно-образовательной деятельности, так и через применение коммуникационного подхода в реализации всех этих функций.

Коммуникативная модель музея является особенно востребованной на фоне существующей в музеях мира и Казахстана проблемы привлечения (и удержания) посетителей. Участники конференции внесли немало научно обоснованных рекомендаций ее решения. Все они лежат в плоскости применения в музейном деле инноваций, формирования умения работать с местным сообществом. Это необходимо, чтобы переломить тенденцию потери позиций музея в Казахстане как важного института, формирующего общество и влияющего на его развитие. Сделать это можно только, используя и применяя достижения мысли о музейном деле. Один из способов решения проблемы — создание в музеях условий соучастия посетителей в большом спектре их деятельности: в описании предметов, в освоении материала, в интерпретации…

В период пандемии 2020 года в связи с мерами предосторожности, отменой массовых мероприятий, все музеи мира перешли на новую форму работы в режиме онлайн. Музеи дают доступ к информации на своих сайтах, предоставляя открытый доступ к онлайн экскурсиям, онлайн-лекциям. Также популярным среди музеев сегодня становится челлендж. Это слово с английского переводится как «вызов», суть чел-ленджа — совершить какое-либо действие, снять на видео, выложить в социальные сети и предложить определенному кругу людей повторить эти действия. И в современных реалиях это работает как один из способов построить диалог между людьми, заинтересовать их в чем-то, укрепить доверие.

Интернет и медиасреда в коммуникационном пространстве многих стран становятся не просто источником коммуникационного процесса и популяризации историко-культурного наследия, а нормой и абсолютной необходимостью почти каждого музея. Внедрение и развитие информационных систем позволяет в значительной степени оптимизировать их работу, выйти на качественно новый уровень презентации своих услуг и коллекций. Это и открывает сегодня широкие возможности для дальнейшего развития и реализации научного и культурно-образовательного потенциала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно аудитория выдвигает запросы музею, формируя вектор его развития. Особое внимание сегодня должно уделяться проблемам музея и новым тенденциям при реализации коммуникативной функции музеев.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также