Так формируются научные школы

Образование и наука
Науки юношей питают

«Влияние коронавируса на экологию», «COVID 19 — приговор или новая ступень науки», «Этот удивительный чайный гриб»… Это только малая часть работ наших юных земляков, представленных в секции «Здоровье человека, психология и самопознание» на научно-практической конференции «Школа и университет: грани научного сотрудничества», прошедшей в КГУ им Ш. Уалиханова.

В секции «Русский язык и литература» интерес участников вызвали работы «Быть грамотным — модно!», «Конфликт в комедии «Горе от ума» как социальная сеть», «Ошибки вокруг нас»…

А всего в пленарном заседании конференции, предварявшей значимые для всего научного мира, известные далеко за пределами республики Валихановские чтения, приняли участие 375 школьников нашей области, учителя, ведущие методисты и педагоги школ и университета. Выступили с научными докладами 76 учащихся 7-11 классов по самым разным направлениям: естественные науки, языки и литература, здоровье человека, психология, история, краеведение, туризм, география…

— Отрадно осознавать, что интерес к науке не только не угасает, а напротив, растет, набирает темпы. И что характерно, она омолаживается, — отмечал в своем приветственном слове ректор университета Марат Сырлыбаев. — Наши педагоги, ученые на протяжении многих лет работают со школьниками, проводят научные исследования, готовят учеников к городским, областным и республиканским конкурсам.

Руководитель областного управления образования Бейбит Жусупов подчеркивал значимость конференции для старшеклассников, выбирающих профессию: «Школа и университет всегда тесно сотрудничают в научном плане. Ежегодно учащиеся школ участвуют в областных, республиканских олимпиадах, конкурсах, достигают высоких результатов. Но участие в конференции такого масштаба —  впервые».

Конференция должна стать традиционной, принимать участие в ней охотно будут и учащиеся школ из соседних регионов. Тем более, что уже в будущем году по предложению Бейбита Айтимовича она может пройти в новом Дворце «Болашақ сарайы», строящемся сегодня в областном центре.

Как видим, круг интересов акмолинских школьников широк чрезвычайно. Их интересуют вопросы эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, речевой культуры подростков, экологического состояния родного города, инноваций в системе отопления жилых зданий, противопожарной безопасности…

Причем обращаются они к самым животрепещущим темам с юношеским максимализмом, без оглядки на авторитеты. Такой свежий, «незамыленный» взгляд на вещи и явления, к которым зрелые ученые мужи подходят с необходимой осторожностью после изучения всех точек зрения, тоже необходим.

Важно в этом возрасте поставить цель, заинтересоваться проблемой, искать ее решение. Путь этот долог и непрост. Но главное — сделать первый шаг. И прошедшая конференция — хороший компас на этой дороге.

«Усилить требования к качеству научных статей. Все статьи школьников должны пройти проверку на предмет плагиата», — одна из рекомендаций, сделанных по итогам работы конференции, нужна и важна. Ребята уже сегодня должны хорошо осознавать, что механические заимствования из интернета — это дорога не в науку, и даже не к диплому.

«С целью формирования научного сообщества «Школа — университет» в течение года активно привлекать школьников к научно-исследовательской работе, продолжить работу научных студенческих кружков, развивать «Детский университет», работать над совместными научными исследованиями и проектами, проводить работу по подготовке школьников для участия в конкурсах научных работ». «Провести обучающий семинар/вебинар «Как написать научную работу со школьником?» для учителей школ г. Кокшетау и Акмолинской области». «Пропагандировать результаты научно-исследовательской работы со школьниками посредством СМИ и социальных сетей». Эти и другие итоговые рекомендации конкретны, реализуемы, направлены на создание единого научного сообщества «Школа-университет».

Студент и наука — понятия взаимосвязанные

Студент третьего курса специальности «История» Аслан Абуталибов углубленно изучает любимую науку со школьной скамьи. Неоднократный победитель региональных олимпиад, республиканских конкурсов.

Студентка четвертого курса специальности «Агрономия» Раушан Кожамбетова уже после двух лет обучения в университете проявила свой научный потенциал, занялась   исследовательской   деятельностью, стала популярным спикером внутривузовских конференций.

Сфера научных интересов студентки третьего курса специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» Айсары Каппас — филология, педагогика, психология. Убеждена, что научная деятельность — самый надежный путь для повышения своего IQ.

О каждом из представивших свои работы на студенческую конференцию преподаватели, научные руководители могут сказать немало заслуженных хвалебных слов. Вероятно, что именно они буквально через несколько лет окажутся в эпицентре процесса, о котором говорил недавно министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов: «В последние годы наблюдается значительный приток молодых кадров, и на сегодняшний день уже более 34% научных работников составляют сотрудники в возрасте до 35 лет».

Первый заместитель председателя Акмолинского областного филиала партии «Nur Otan» Галым Бекмагамбетов, обращаясь к участникам, подчеркнул, что «именно данное поколение будет определять траекторию развития нации в ближайшие десятилетия».

В университете, носящем имя Шокана Уалиханова, иначе быть не должно. Жизнь, вклад в науку великого земляка стали красной нитью, связующей все три конференции: школьную, студенческую, международную научно-практическую «Шоқан оқулары-24». Все они посвящены 185-летию выдающегося деятеля.

Для получившего европейское образование сына казахской степи главной целью всей его жизни оставалось служение казахскому народу, защита его национальных интересов.

Режим онлайн науке не помеха

Поиск ответов на актуальные вопросы современности в творческом наследии Шокана Уалиханова стал одним из ведущих направлений международной научно-практической конференции «Шоқан оқулары-24».

О ее значимости говорила заместитель акима области Айна Мусралимова: «Учение Шокана Уалиханова сохранят многие поколения как ориентир дальнейшего развития и процветания Казахстана».

На пленарном заседании с первым докладом об интересных фактах из петербургского этапа жизни Шокана Уалиханова выступил шокановед, доктор исторических наук, профессор, академик Академии истории и общественных наук РК, Российской академии естествознания Кадыржан Абуев.

Выдающейся исторической роли Абылай-хана было посвящено выступление доктора исторических наук, директора Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова (г. Алматы) Зиябека Қабылдинова.

Тематика докладов ученых чрезвычайно широка и многообразна, посвящена различным вопросам истории, религиоведения, этнологии, философии, политологии, социологии, юриспруденции, общей педагогики и психологии…

«Орхон жазуларындағы Тоныкок және Білге қаған қарым-қатынастары», «Kazakhstan and Central Asia: problems and prospects of cultural cooperation», «Социально-экономическое положение Кокшетауской области в 90-е гг. XX в.», «Вопросы истории и этнографии тюркских народов Центральной Азии в трудах Ч. Валиханова»… Таковы темы некоторых докладов, обсуждение которых прошло в секции «Шокановедение, история, религиоведение, этнология».

В секции «Общая педагогика и психология» интерес участников вызвали, в частности, доклады доцента Б. Крамаренко «Анализ результатов интернет-запросов в информационных поисковых системах как метод исследования в дошкольной педагогике», «Современный образ учителя в представлении учащихся и их родителей» преподавателей А. Калымовой, Г. Кусаиновой, Б. Шоновой, «Роль глинотерапии в коррекции психоэмоциональной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» — Д. Какабаевой.

Не менее плодотворно проходило заседание каждой из девяти секций конференции.

Шире использовать опыт проведения международных научных конференций. Активнее привлекать к участию практических работников образовательных организаций. Развивать научное партнерство по соответствующим специальностям с представителями других вузов, исследовательских центров. Повысить роль рейтинга в стимулировании преподавателей и магистрантов к участию в конференциях….

Таковы лишь некоторые из выводов, сделанные по итогам конференции.

И еще один бесспорный вывод: онлайн-формат, в котором проходила конференция, только усилил ее научную значимость, расширил географию, позволил принять участие ученым из Венгрии, Монголии, стран СНГ.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также