Найти золотую середину

На «удаленке»
С руководителем учебно-методического отдела Кокшетауского высшего медицинского колледжа Инной Мокровой мы беседовали 12 мая — в Международный день медицинской сестры.

Инна Ивановна, Вы работаете в медицинском колледже с 1994 года. За эти без малого 30 лет профессия медицинской сестры не утратила своей прежней популярности? Кто ее выбирает сегодня?

— Не просто не утратила, а становится все более востребованной. Молодежь у нас сегодня мыслит достаточно рационально, оценивают и гарантированную возможность трудоустройства, и позитивные изменения в оплате труда. Но, пожалуй, самое главное — видят перспективу роста. Ведь сейчас мы готовим не просто медицинских сестер, а бакалавров сестринского дела. После прикладного бакалавриата в течение года можно получить степень академического бакалавра. На медицинском факультете КГУ им. Ш. Уалиханова есть такое отделение. Дальше — магистратура. Можно дорасти и до доктора PhD. В нашей стране такие примеры уже есть.

Простите, но что это дает больному, пациенту, каковыми мы все периодически становимся? Нам нужно, чтобы медсестра квалифицированно выполнила назначения врача: инъекции, физиопроцедуры, перевязки сделала…

— Не забывайте о том, что сегодня функционал разделен: покормить, помыть больного — это обязанность младшей медицинской сестры. Медицинская сестра общей практики параллельно с врачебным ведет сестринский процесс. Без сестринской помощи врачебная деятельность — неполная. В определенных ситуациях медсестры обязаны принимать решения. Она находится с пациентом весь день, оценивает его состояние, при необходимости делает определенные назначения. Допустим, при повышении температуры, давления…

Бакалавры сестринского дела умеют сравнивать, анализировать различные практики, осваивать лучшие из них. Знание социальных наук, психологии помогают преодолевать стрессовые ситуации, коих в этой работе немало, принимать грамотные решения в непредвиденных ситуациях. Важно, что они имеют навыки работы в команде, поиска путей повышения эффективности совместной работы, улучшения коммуникации не только в отделении, но и с больными, их родственниками.

Наши студенты хорошо понимают значимость этих компетенций, стремятся их освоить. Среди них, как и прежде, преобладают девушки. Можно говорить о том, что возрастной состав несколько изменился, многие абитуриенты приходят к нам через несколько лет после окончания школы. Кто-то уже санитаркой успел поработать, а кто-то и высшее образование получить.

Работа медицинской сестры предполагает владение навыками, многие из которых можно приобрести только при непосредственном контакте с больным. И вдруг — карантин, вызванный пандемией, дистанционное обучение…

— «Доступ к телу», конечно, необходим. Он у наших студентов уже был и будет, как только… Но и нынешнее дистанционное обучение и преподаватели, и студенты стараются сделать как можно эффективнее. Это, конечно, непросто. Причем, думается, что преподавателям сложнее, чем будущим медсестрам, зубным врачам, акушерам, фельдшерам. Молодежь с компьютерными технологиями давно «на ты». Но и нам, независимо от возраста, отставать не приходится.

Преподаватели, освоившие работу на различных электронных площадках, обучаясь на курсах, помогают другим. Айтишники наши всегда рядом. Причем, дистанционное обучение не было для нас «громом среди ясного неба». Мы же готовим бакалавров сестринского дела и по ускоренной системе. Среди обучающихся — практикующие, дипломированные медицинские сестры. Живущим в городе прийти на занятия проще, сельским медсестрам оставить на продолжительное время свое отделение в районной больнице, ФАПе — проблематично. По всей республике такая ситуация. Рекомендации министерства-30% программы перевести в формат дистанционного обучения. Активно его применяем и при проведении курсов повышения квалификации. Так что работаем в этом направлении давно. Образовательный цифровой ресурс в одночасье не наработаешь. За этим — время, труд, опыт. Лекции, рекомендации, ссылки, задания… Основная их часть в электронном формате к началу карантинных мер у нас уже была. Но готовой базой мы, конечно, не ограничились. Без преувеличения — каждое занятие преподавателем выстрадано. Как его построить так, чтобы побудить студента рассуждать, применять полученные данные. Судя по их реакции, получилось.

Но неужели проблем нет вообще?

— Есть, конечно. Но в основном они технического характера: во время занятий у кого-то отключилось электричество, «проспал, опоздал» — это буквально в первые несколько дней, когда шел период адаптации. В селах, где проблемы с интернетом, ребята идут в школу, где он есть. Несколько человек даже в райцентр выезжали. То есть все эти проблемы решаемы. Посещаемость занятий — стопроцентная. Механизм обратной связи отлажен, работает без сбоев.

И все-таки, как же с практикой, выпавшей на это время? Она перенесена?

— Учебный процесс идет по графику. Конечно, прикладные навыки виртуально не приобретешь. Но освоить алгоритм, получить мотивацию к этому — можно и нужно. Мотивация на успех всегда закрепляется своевременной оценкой, эффективной обратной связью. Преподаватель вовремя должен подсказать: прав, не прав студент, выявить слабые места, поощрить за успехи. Главное — разработать практико-ориентированные задания. Силлабус по профессиональной практике осваивают полностью.

А как же быть с экзаменами? Сессия — не за горами…

— Да, это, конечно, проблема. Ее поднимали на республиканской видеоконференции. Если раньше мы проводили экзамены и в форме тестирования, и по билетной системе, были и демонстрационные задания, то теперь остается тестирование. В котором, опять же, большую часть занимают практикоориентированные задания. Так что работаем: имеющийся банк заданий обновляем, дополняем, адаптируем… Конечно, плохо, что не можем увидеть глаза студентов, почувствовать их настроение, помочь преодолеть волнение…

А «спишут, подскажут» — это не столь важно. Задания построены так, что требуют самостоятельной работы. Да и потом, студенты хорошо понимают, что в любом случае условием получения диплома является успешное прохождение независимой оценки.

—  В недавнем своем выступлении Президент страны Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что дистанционное обучение доказало свою состоятельность и его целесообразно применять и после того, как жизнь вернется на круги своя. При подготовке медицинских кадров это возможно?

— Думается, что в нашем случае речь может идти об элементах дистанционного образования. И не только в форс-мажорных обстоятельствах, а на постоянной основе. Такая форма обучения — мощный мотиватор самостоятельности, саморазвития… И потом, сколько времени и средств, которые люди затрачивают на дорогу, экономится. Словом, дистанционное обучение в нашу жизнь вошло и останется. Главное, как везде и всюду, найти золотую середину между ним и необходимыми практическими занятиями. Без которых — никак. И не только будущим медикам.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также