АСП — это удочка, а не рыба

Полезный опыт
В августе прошлого года в Алатауском районе Алматы открылся центр по поддержке многодетных матерей «Бақытты отбасы». Возглавляет его мать пятерых детей Акмарал Басирова.

Разводы, махинации с жильем

— Мы помогаем женщинам найти себя и свое дело в жизни, — говорит Акмарал. — Наша цель — способствовать появлению в каждой семье своей «удочки». Сейчас в Апатауском районе обучились на курсах при НПП «Атамекен» 193 женщины по программе «Бастау Бизнес». Большинство из них (127 человек) получили безвозвратные гранты по 505 тысяч тенге на открытие небольшого бизнеса.

По словам Акмарал, особенно активно деятельность по вручению «удочки» она стала развивать после того, как стала членом комиссии при районном акимате по проверке законности выдачи адресной социальной помощи (АСП). Напомним: АСП — это временная (от 6 месяцев до года) помощь государства семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Например, в тех случаях, когда родители остались без работы, внезапно стали инвалидами, и в результате всех этих событий доход на одного человека в семье не превышает 21 тыс. тенге или 70% от прожиточного минимума. В таких случаях при наличии подтверждающих документов на каждого члена семьи государство выделяет семье сумму, равную вышеназванной — 21 тыс. Если самому младшему члену семьи нет еще трех лет, то предусмотрены дополнительные средства по уходу за ребенком.

Поездив в прошлом году несколько дней вместе с социальными работниками и женщинами из созданного ею центра многодетных матерей по адресам получателей этой помощи в Алатауском районе, она сделала интересные наблюдения.

— Иной раз АСП превышает среднестатистическую зарплату по стране, — продолжает Акмарал. — Я, например, знаю семьи, которые получали из бюджета по 200 тысяч в месяц. И вот тут вопрос: правильно ли нашла АСП своего настоящего адресата? Ее ведь выдают для того, чтобы малоимущие встали на ноги. Я и сама тоже раньше много своих бед пыталась свалить на государство. Но после рейдов по микрорайону, где пришлось столкнуться с реальным социальным иждивенчеством, мне показалось, что нашему человеку надо начинать перестройку с самого себя. Дело в том, что под шумок 30-40% АСП в прошлом году получали так называемые «ушлые», пробивные люди.

В прошлом году выросло количество разводов, махинаций с жильем, липовых справок о минимальной заработной плате. Работая в составе комиссии по проверке законности получения АСП, нам, координаторам из центра «Бақытты отбасы», пришлось столкнуться с этим воочию. В Алатауском районе мы выявили 50 семей, проживающих в замечательных условиях, но при этом получающих адресную социальную помощь.

К примеру, одна далеко не бедная семья жила в коттедже площадью 400 квадратных метров, а в построенных в том же дворе времянках снимали углы 14 действительно нуждающихся семей. Никто из этих людей, еле-еле сводящих концы с концами, не получал АСП, а вот хозяева — да. Почему так получилось? А потому, что квартиранты прописаны в одном месте, а проживают в другом. Следовательно, на социальную помощь рассчитывать не могут. Зато у их хитроумных хозяев все с документами в порядке: и прописаны, и живут по одному адресу, но дом переписан на родственников, а официальной работы нет. А раз так, то беспристрастный компьютер выдает информацию: семья находится в трудном положении.

— Вот после этого я и подумала: а может, мы сами виноваты в своих бедах? Требуем от государства прозрачности при оказании социальной помощи, а сами, получается, играя в нечестные игры, обманываем даже не его, а объедаем нуждающихся сограждан. Ради дармовых денег некоторые родители подучивали выбегающих навстречу комиссии детей говорить неправду. Краснея и запинаясь, ребятишки говорили нам, что родители в разводе, а красивый дом, где они живут, не их, а дедушки, — говорит Акмарал. — При этом эти люди, мне кажется, даже не понимают, что обманывают сами себя. Мало того, что преступают закон, так ведь еще своими руками разрушают самое дорогое, что есть у человека, — семью. Однажды в наш центр «Бақытты отбасы» пришел мужчина за советом: что ему надо сделать, чтобы эту адресную помощь его семье приостановили? «Семеро моих детей могут стать сиротами при живом отце», — сообщил он. Оказывается, жена, думая, что АСП ей будут выдавать всю жизнь, уговорила его развестись. Добившись своего, стала выгонять мужа, ссылаясь на то, что, сидя дома, зарабатывает больше. Что я ему могла сказать? Если пойдет «сдаваться» в центр занятости населения, то, возможно, привлекут к ответственности за мошенничество и его, и жену.

Кроме всего прочего, комиссия выявила, что 80% получателей АСП тратят ее не по целевому назначению. Эти деньги даются ведь, повторяю, для того, чтобы семья вышла из трудной ситуации. Оплатила, например, аренду, и пока, зарегистрировавшись на бирже труда, человек ищет работу или проходит переобучение, семья жила бы на эти деньги. Словом, как сказал Глава государства Касым-Жомарт Токаев, эта помощь «должна стимулировать к труду, а не к праздному образу жизни». Но люди не торопятся это делать.

— Наверняка после этих слов меня возненавидят еще больше (после того рейда я стала врагом номер один для зажиточных жителей микрорайона «Айгерим»), но я бы хотела, чтобы миллиарды государственных денег, идущих на АСП, лучше направили на открытие развивающих центров и спорткомплексов для детей из малоимущих семей, — признается руководитель центра. — Я и раньше это знала, но встречаясь со множеством многодетных матерей, окончательно убедилась: для того чтобы накормить детей и создать им более или менее сносные бытовые условия, родители всегда найдут работу. А вот дать достойное образование гораздо труднее.

Не выпрашивать, а зарабатывать!

Акмарал Басирова знает, о чем говорит. Когда-то и ее семья, переселившись из городка Жанатаса в Алматы, тоже относилась к малоимущим:

— Однажды двое моих детей, возвращаясь из школы, забыли в маршрутном такси форму (у обоих последним уроком была физкультура), — рассказывает она. — Я была в отчаянии: на что покупать новую, если удостоверение лежит в магазине в залоге? На следующий день поехала в школу. Пока объясняла директору ситуацию, стоявшая рядом родительница сказала, что, кроме детских пособий (на тот момент я получала на пятерых пять тысяч тенге с копейками), есть еще адресная помощь для малообеспеченных семей от разных общественных организаций.

Вернувшись домой, кинулась к компьютеру и нашла-таки нужную мне информацию. Это было в четверг, а в субботу нам привезли и форму, и обувь, и продукты, и деньги на оплату долга в магазине. Через несколько дней снова позвонила волонтеру Ринату, который приезжал к нам. Сказала, что помощь продуктами больше не нужна. «Дайте мне лучше работу». — «А что вы умеете?» Я ответила, что возьмусь за любую работу.

Так я стала помощником по дому у занятых людей, а скоро и сама давала в поисках новых клиентов объявления в интернете. Потом старший сын подсказал, что эффективнее будет делать это через социальные сети. Написала во все группы в Facebook: «Я многодетная мама. Дайте мне работу по уборке квартир, особняков, гаражей, сараев, дворов». И люди стали делать перепосты, а в комментариях писали, что многодетные обычно просят еду, одежду, деньги, а тут (вот молодец!) — работу.

Это был 2015 год. Плакать мне отныне стало некогда. В день по две-три уборки, чтобы ни с кем не делиться и побыстрее вылезти из долговой ямы, работала одна, а ночью выходила таксовать по городу на своей кормилице-малолитражке. Возвращаясь домой, заезжала по дороге за продуктами. Дети не ложились спать, ждали меня. Когда они видят, что их мама умеет зарабатывать деньги, чтобы купить им еду, — это кайф!

Потом я стала помогать другим мамочкам, оказавшимся в трудной ситуации. И вот в августе я создала центр «Бақытты отбасы». Мы, женщины, хотим, чтобы наша страна двигалась дальше.

Возвращаясь к АСП. Стыда у сдающих лишнюю жилплощадь нуждающимся согражданам, но при этом получающих адресную социальную помощь, я не заметила. Весь разговор с ними сводился к тому, что хочешь жить — умей вертеться. «А что такого? — говорили они. — Документы же у нас в порядке».

Обидно: мы, активисты движения многодетных матерей, за счет своего личного времени бились и бьемся за тех, кто, живя в съемном жилье, днями и ночами работает, чтобы прокормить детей, а помощь получают другие. В микрорайоне «Айгерим» таким образом «халявные», как они сами говорят, деньги получали 30-40% от числа подавших документы на АСП.

К счастью, с января нынешнего года, благодаря в том числе и нашим усилиям, введен новый формат выдачи этой помощи. Для того, чтобы бюджетные деньги не оказались у случайных людей, перед тем как выдавать АСП, к семье будет приезжать комиссия, чтобы понять, бедствует она или уже нет. Я согласна с министром труда и социальной защиты населения РК Биржаном Нурымбетовым, когда он говорит, что каждый трудоспособный член семьи должен нести солидарную ответственность за свою семью, попавшую в сложную ситуацию. И если государство предлагает ему работу, а он отказывается от нее, то адресная социальная помощь будет прекращена всей семье.

Немного о пособиях по многодетности. В январе 2019 года, когда я поехала с письмом от имени многодетных матерей Алматы в Министерство труда и социальной защиты населения, то мы хотели, чтобы каждый ребенок, родившийся в Казахстане, получал до 18 лет по 20 тысяч. При этом, чтобы избежать негатива, настаивали на том, чтобы не делить семьи на многодетных и немногодетных. Пока не получается, но это вопрос времени. Тем более, что государство уже сейчас идет навстречу своим гражданам. С 1 января текущего года каждая мать, имеющая более четырех детей, независимо оттого, находится она в разводе или нет, трудное у нее материальное положение или вполне сносное, совершенно прозрачно получает по 10 500 на каждого своего ребенка. Для этого ей достаточно предоставить свидетельства о рождении детей.

Слышащее государство

Многодетная мать из поселка Баянаул Павлодарской области Бибигуль Нурашева подтвердила слова Акмарал Басировой.

— В слышащем государстве теперь проживают еще более счастливые многодетные мамы, а все благодаря тому, что Президент Касым-Жомарт Токаев и министр труда и социальной защиты Биржан Нурымбетов показали себя слышащими и понимающими лидерами, — написала она на своей страничке в Facebook. — С 1 января все многодетные мамы получают пособие в повышенном размере. Если взять мать пятерых детей, то теперь она вместо прежних 10 тысяч тенге получает 52 500 на всех.

Галия ШИМЫРБАЕВА.

Kazpravda.kz.

Читайте также