О реформах образования, конкурентоспособности и не только…

«ЗЕРЕН-2019»
Вот и пришла пора прощаться… В республиканском молодежном образовательном лагере «Зерен-2019» состоялась церемония закрытия завершающего, третьего сезона. Еще 200 юношей и девушек из разных уголков Казахстана, Азербайджана, Ирана и Кыргызстана провели здесь незабываемое время, наполненное учебой, разработкой социальных и бизнес-проектов, общением с известными людьми, участием в интересных мероприятиях, в числе которых экологическая акция, челлендж по чтению стихов Абая и множество других.

Весьма познавательным стал вечер расставания с лагерем, на котором присутствовал министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.

В своем двадцатиминутном монологе министр осветил круг актуальных вопросов, явно небезынтересных пытливым молодым умам. Что такое реформы в образовании и нужны ли они? Что означает понятие «новая нормальность»? Почему назрела необходимость повышения статуса педагога?

— Новая нормальность такова, что мы живем в период, когда реформы должны проводиться перманентно. Если не будет изменений, в том числе в таких социальных институтах, как школа, детский сад, в целом система образования, мы не будем конкурентоспособны. Поэтому реформы — это необходимость, — пояснил Асхат Аймагамбетов.

Как сказал министр, сегодня нужно готовить тех специалистов, которых пока не существует. Почему? Потому что все вокруг стремительно меняется: институты семьи, государства, брака, экономика… Потому и школа не может оставаться в прежнем состоянии. К моменту выпуска сегодняшних первоклассников около 50 процентов профессий станут совершенно иными, поэтому реформы должны находиться в перманентном состоянии. О них надо говорить, объяснять, спорить, достигать определенного консенсуса и внедрять. — При этом весьма важно раннее развитие ребенка, — подчеркнул Асхат Канатович, приведя такую арифметику: 1 доллар, вложенный в детские сады, дает впоследствии 7 долларов. Доллар, вложенный в школу, дает 4 доллара, а в ТИПО — 2,5, проиллюстрировав таким образом влияние образования на экономику.

Подробно остановился министр образования и науки на обновленных программах в школах, разъяснив их суть.

— Образование сейчас не будет базироваться на запоминании. Уже не важно, сколько ты запомнил. Эти субъектно-объектные отношения, когда учитель пытается передать определенную информацию, чтобы ученик ее запомнил и потом пересказал, сегодня уже никому не нужны, потому что информации множество, любую информацию можно найти в интернете, который есть практически в каждом телефоне. Другое дело — как пользоваться этой информацией! Введи запрос в Гугл и ты получишь миллион сайтов, информация там противоречит одна другой. Как понять, где правильная, где неправильная? Как взаимодействовать друг с другом? Как учиться всю жизнь, ведь человек сегодня не может расслабиться и сказать: я получил оконченное образование! Такого понятия теперь нет, потому что обучение должно идти в течение всей жизни!

Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что казахстанские ребята, согласно международным исследованиям, одни из лучших в плане академических навыков, но что касается умения применять эти знания, анализировать — тут возникают проблемы. Поэтому необходимо обновление программ обучения, другие подходы, взаимоотношения учителя с учеником. Процесс этот идет, результаты в пилотных школах показывают, что программа успешна, дает хорошие результаты.

…«Почему все так сложно? Зачем меняться, обучаться, изучать английский язык? А где же детство?». На эти, неизбежно возникающие у множества людей вопросы министр ответил четко: надо учиться, чтобы завтра не потеряться, быть конкурентоспособными на международном рынке.

Говоря о высшем образовании, министр сообщил, что казахстанским вузам сегодня дана автономия, чтобы они самостоятельно определяли, какие знания актуальны и востребованы в данный момент и определяли свою образовательную программу — как это делается во всем мире.

Выступление Асхата Аймагамбетова вызвало неподдельный интерес слушателей. Молодежь буквально засыпала его вопросами: модератору пришлось даже продлить время, отведенное для интервью. Ни один из прозвучавших вопросов не остался без ответа. К примеру, на реплику слушательницы по поводу отсутствия в школах профориентационной работы, министр ответил: к сожалению, слаженной, комплексной программы, предусматривающей профориентацию, профилизацию и профдиагностику в школах, которую надо начинать с 7-го класса, выявляя предрасположенность ученика к той или иной профессии, чтобы он мог приступить к углубленному изучению профильных предметов, сегодня пока нет. И добавил: если у кого из вас есть предложения — мы будем только рады!

После довольно «бурного» диалога был объявлен короткий перерыв, во время которого молодежь продолжила общение с министром образования и науки, с удовольствием «селфилась» с главным педагогом страны.

Церемония закрытия завершилась объявлением результатов жюри, оценившего проекты участников третьего сезона (а всего за время работы лагеря их было представлено 108), и вручением заслуженных наград — по миллиону тенге.

Как отмечала молодежь, инициатива Министерства информации и общественного развития РК о проведении республиканского образовательного лагеря «Зерен-2019», который смело можно назвать международным, интернациональным, и усилия его организатора — Гражданского альянса Казахстана — очень важны и своевременны, в том числе для развития предпринимательства. «Мы получили много новых знаний и навыков, научились составлять проекты, анализировать ситуацию на рынке. Эти знания, советы успешных деловых людей помогут нам в дальнейшем реализовать свои планы», — говорили участники.

С восторгом было встречено сообщение о том, что в следующем году лагерь продолжит свою работу.

Светлана КИМ.

Зерендинский район.

Фото автора.

Читайте также