О чем рассказывают руны

День тюркской письменности
В рамках реализации Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2019 годы управлением внутренней политики во Дворце общественного согласия г. Кокшетау проведено познавательное мероприятие «¥лы даланың асыл мурасы», посвященное Дню тюркской письменности.

В нем приняли участие ученые-историки и филологи, занимающиеся исследованием в этой области, общественные деятели, представители этнокультурных объединений, государственных учреждений и СМИ.

От имени акима области Ермека Маржикпаева собравшихся поздравила его заместитель Айна Мусралимова. Она отметила, что учреждение Дня тюркской письменности 18 мая 2014 года, как и другие конкретные шаги по интеграции тюркского мира, неразрывно связаны с именем Первого Президента Республики Казахстан, Почетного председателя Тюркского совета Нурсултана Назарбаева. Теперь эта дата в стране заняла свое место в ряду особо значимых праздников и отмечается ежегодно.

Елбасы в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», говоря о поэтапном переходе казахского языка на латиницу, писал о глубоких корнях истории его графики. Так, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское. В VI—VII веках возникла древнетюркская письменность — один из древнейших типов буквенного письма человечества. С V по XV век тюркский язык был языком общения на большей части Евразии. Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.

В статье «Семь граней Великой степи» Лидер нации пишет, что испокон веков величественные горы Алтай не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине I тыс. н. э. зародился тюркский мир. Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, ставших центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи.

На сегодня существуют 6 независимых тюркских государств, 12 автономных субъектов в составе различных государств и еще целый ряд тюркских этносов, расселенных на огромной территории от Таймыра до персидских гор, и от сибирской тайги до Литвы и Польши. В широком смысле слова, если под тюркским миром понимать не просто совокупность этносов, говорящих на тюркских языках, но все то, что ими создано, все их обширные исторические связи, понятие «тюркский мир» окажется почти синонимом большой Евразии. Историческая миссия тюркского мира — объединять, принимать в себя духовные импульсы Европы и Азии и отдавать миру новые творения человеческого духа.

С докладом «Благородное наследие великих предков» выступил профессор кафедры казахской филологии КГУ им. Ш. Уалиханова Сабит Жамбек. Начал он экскурс в древнюю историю со вторжения кочевого народа гуннов в 370-х годах из Азии в Восточную Европу. Было отмечено, что гипотеза о принадлежности гуннов к центрально-азиатскому народу хунну упоминается в китайских источниках и принимается большинством ученых мира. Происхождение гуннского языка неизвестно, но научные теории предполагают, что он мог быть тюркским, алтайским, монгольским, уральским или енисейским.

Вторжение гуннов положило начало «Великому переселению народов». В годы правления Аттилы (434-453), скифское происхождение которого было доказано исследованиями позднеантичных литературных источников, гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы Гуннская держава распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников, в этнической среде которых преобладали тюркские племена. Всю Южную Сибирь с Байкалом на востоке и с Памиром на западе — огромную горную страну, которая доходила до Тибета, называли Алтаем. Оттуда во II-V веках тюркские конники устремились к берегам Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Древний или античный мир вступил в эпоху Средневековья.

На территории Казахстана с VI века последовательно сменяли друг друга Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлугский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. Итог Великого переселения — государство Дешт-и-Кыпчак (конец XI -начало XII в.в.), простиравшееся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш. Населяли его народы кыпчакской группы: ногайцы, татары, башкиры, киргизы, казахи, кумыки, узбеки.

В начале XIII века, после нашествия Чингисхана, сложились улусы Монгольской империи Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ақ Орде, Моголистану. Добавился новый этнический компонент -монгольские роды и племена, продвинувшиеся на территорию Казахстана. В середине XV века под предводительством чингизидов Жаныбека и Керея в степях у реки Чу из родственных племен образовалось государство, впервые назвавшее себя казахским.

Петроглифы, так называемая наскальная письменность, которая отражает мировоззрение и культуру древних людей с многовековой историей, были высечены в регионах Каратау, Аксу, Чингизтау, Восточного Казахстана на склоне горы Калба, у подножия Алатау, в ущельях Арсалан Шубартауской области, Илийских скалах на стенах пещер.

Тюркские руны уже использовались в сакской эпохе V-IV века до н. э. Группа востоковедов-тюркологов Н. Аристов, А. Дж. Эмре, И. Батманов считают руническое письмо исконным письмом тюрков, а М. Кастрен, Г. Вамбери связывают их с тюркскими племенными, родовыми знаками, символами. Казахстанские ученые Г. Айдаров и А. Курышжанулы также обращают внимание на сходство тюркских рун с родовыми знаками тюркского народа. Древнетюркская письменность до конца V-IX веков среди тюркских народов развивалась самостоятельно, без влияния других алфавитов. Древняя клинопись I века н. э. имела определенные нормы и разделялась на древнетюркские письменные памятники: орхонские, енисейские, таласские, на арабском письме, мамлюкских кипчаков, на чагатайском письме, старокыпчакские на латынском (готском) письме, армянские, арабские. Современной науке известны древнетюркские памятники в регионах Тибета и Европы.

Старший преподаватель кафедры всеобщей истории и социально-гуманитарных наук КГУ им. Ш. Уалиханова Галымтай Толепбергенов раскрыл тему «Казахская письменность во временном пространстве».

Высокой интеллектуальностью, теплотой и сердечностью запомнились поздравительные речи председателей Узбекского национального культурного центра Тажбуви Медетовой, Центра развития казахско-турецкой культуры и дружбы Экиджи Фа-тих, Акмолинского объединения татар и башкир Рафаила Сулькарнаева, областного филиала РОО «Ассоциация азербайджанцев» Назима Шихалиева.

Экиджи Фатих благодарил организаторов мероприятия по-казахски. «Магжан Жумабаев, как отмечал академик АН КазССР Алкей Маргулан, имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан Шекспир, для русских — Пушкин. А в Турции знаменитого писателя, основателя казахской литературы, считают звездой всего тюркского мира», — сказал он. И свое выступление завершил его стихами о родном языке — языке матери.

В честь Дня тюркской письменности был дан праздничный концерт.

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также