От госзаказа — к социальному предпринимательству

Гражданское общество
Провести работу над ошибками, — так определил задачу семинара для представителей неправительственных организаций заместитель руководителя областного управления внутренней политики Нариман Абдрахманов.

Думается, если бы столь информативные и полезные мероприятия проводились регулярно, и все активисты НПО владели информацией, предоставленной специалистами департамента внутреннего аудита, управления по государственным закупкам и коммунальной собственности, то результаты конкурсов на получение государственного социального заказа были бы иными. Из 28 лотов, сформированных управлением внутренней политики, конкурс состоялся лишь по шести. Большинство заявок организаторы вынуждены были отклонить.

— Документация заполнена без учета требований, где-то даже небрежно и в юридическом плане неграмотно, — объяснял причины Нариман Тулешович.

Видимо, похожая ситуация была и в предшествующие годы, но тогда можно было проблему решить, прибегнув к способу государственных закупок из одного источника. Внесенные в Закон РК «О государственных закупках» изменения эту возможность исключили из-за высоких коррупционных рисков.

Так что повторный конкурс неизбежен. А это — время, неумолимо снижающее качество исполнения госсоцзаказа. «Если повторный конкурс состоится, то финансирование будет не раньше июля, — говорил руководитель ОФ «Социально-психологический и исследовательский центр «Шаңырақ» Берик Ракушев. — По своему опыту знаю, на реализацию останется всего полгода, будем бегать, спешить. Так что думаем, будем ли принимать участие во втором конкурсе».

Выводы надо делать всем руководителям НПО, претендующим на получение госсоцзаказа. Цель внесенных в Закон РК «О государственных закупках» изменений: повышение ответственности и квалификации участников госзакупок, повышение требований к финансовой устойчивости потенциального поставщика, снижение рисков демпинга.

В отношении демпинга, чем часто «грешат» участники конкурса (особенно те, что зарегистрированы далеко за пределами нашей области), то внесенные поправки его возможность несколько снизили, но не исключили. На услуги, предоставляемые НПО, предел демпинга установлен на уровне 50%.

Новыми являются и платность услуг использования (доступа) веб-портала государственных закупок, и то, что жалобы лиц, не участвующих в закупках, рассматриваться не будут. Устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.

Так что, как видим, профессионализация и правовая грамотность активистов неправительственного сектора не просто благое пожелание, а требование времени.

Во всех регионах проблемы схожи, — говорил председатель Гражданского альянса Казахстана Асылбек Кожахметов на встрече с представителями НПО, вошедшей в план его насыщенной рабочей поездки в нашу область. — Большинство из них касаются совершенствования   правовой   базы  деятельности неправительственного сектора, улучшения финансирования,развития партнерских отношений между государственной властью и неправительственным сектором.

Председатель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Акмолинской области» Ирина Терентьева проинформировала о том, что в него входят 26 организаций (18 из них — в Кокшетау). «Считаем очень важным налаживание тесного сотрудничества с гражданскими структурами региона: политическими партиями, общественными советами, этнокультурными центрами, — подчеркивала Ирина Михайловна. — Часто мы работаем с одними и теми же целевыми группами параллельно. Объединенными усилиями было бы намного эффективнее. Стараемся участвовать в сетевых проектах и сами их организовывать».

Она обратила внимание на то, что не только в нашей области, но в целом по республике количество желающих участвовать в конкурсе на получение госсоцзаказа снижается: «Нужен глубокий анализ причин этого явления. Как и того, насколько эффективно используются немалые суммы, выделяемые для этого государством».

Конечно, было бы здорово, если бы НПО не принимали участие в конкурсе, потому что перестали нуждаться в государственной поддержке. На начальном этапе благодаря грантам окрепли, завоевали авторитет, многому научились, наладили партнерские связи и занялись социальным предпринимательством. Создавали бы рабочие места, зарабатывали деньги самостоятельно, а не ждали в начале каждого года: выиграю госсоцзаказ, не выиграю…

Но, увы, в республике таковых немного, в нашей области до социального предпринимательства доросли ОФ «Прометей» Олжаса Сыздыкова и ОО «Немецкий культурно-информационный центр «КВЕЛЛЕ» Елены Татаринцевой. Последователей пока нет.

По мнению председателя ОФ «Kazakhstan Innovations» Мариам Абишевой, одна из причин этого в том, что НПО не имеют доступа к грантам и льготным кредитам, выделяемым государством на поддержку субъектов МСБ, хотя коммерческой деятельностью  неправительственный сектор заниматься имеет право. Более того, НПО не может быть учредителем ИП или ТОО. На консультативную помощь Палаты предпринимателей «Атамекен» также могут рассчитывать только субъекты МСБ.

—  Социальное предпринимательство — идеальное направление развития неправительственного сектора, — говорил Асылбек Кожахметов. — Но это дело не одного дня. В законах нет самого понятия «социальное предпринимательство». Начинать надо с законодательной базы, изучения моделей такой деятельности. Развитые страны этот путь уже прошли, моделей — множество.

Так что пока подавляющее большинство НПО в качестве если не единственного, то во всяком случае главного источника финансирования рассматривают все тот же госсоцзаказ.

—  Уже несколько лет в перечне лотов управления внутренней политики нет направленных на формирование экологической культуры населения, — ремарка руководителя общественного объединения «Экологический центр «Эко-Кокше» Абильжана Хусаинова стала поводом к вопросу о том, по какому принципу формируется тематика лотов.

Отвечая на него, заместитель руководителя областного управления внутренней политики Гульмира Каримова подчеркивала, что тематика лотов формируется с учетом поручений Министерства информации и общественного развития, отражает современные политические и идеологические тренды. По иным направлениям госсоцзаказ должен формироваться отраслевыми ведомствами. Почему этого не происходит — другой вопрос. Мы его поднимали неоднократно.

— Собирать, разъяснять. И делать это заранее, чтобы успели вовремя пройти все юридические процедуры. Обязательно при формировании лотов учитывать мнение неправительственного сектора, — рекомендовал председатель Гражданского альянса РК. Говорил он и о целесообразности выделения помещения для Гражданского центра, где под одной крышей собрались бы активные, действующие НПО. Пример некоторых других областей, где таковые уже есть, подтверждает, что эффективность работы при этом возрастает.

— Проблему «многостаночников» — НПО, берущихся за любые, часто не связанные между собой темы — и демпинга при нынешних правовых нормах не решить, — говорил Асылбек Кожахметов. — Разрабатываем новые нормы. Считаем, что в рамках госсоцзаказа не должно быть конкуренции по цене. Только по личности заявителя и по качеству заявки.

Но в любом случае НПО должны быть конкурентоспособными. Председатель Гражданского альянса Казахстана убежден: «Нельзя развивать гражданское общество нерыночными методами. В неправительственном секторе нужен не меньший, а возможно, больший профессионализм, чем в государственной сфере. Потому что одно из главных предназначений гражданского общества — контроль за государственной властью».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также