Дом как центр мироздания

Рампа
Мы часто жалуемся на то, что многого недостает для нашей комфортной жизни. Чего-то кому-то не хватало всегда и везде. Но самый главный дефицит дня сегодняшнего — это дефицит внимания к простому, маленькому человеку, — говорил перед началом спектакля «Вальс дождя» режиссер-постановщик с мировым именем Талгат Теменов. — Историю делают не инвесторы, а простые люди, которых в классической литературе часто называют «маленькими».

Спектакль «Вальс дождя» на сцене областного русского драматического театра — попытка пробить брешь в этом всеобщем дефиците. Попытка интересная и успешная. Больше 50 лет прошло со времени создания пьесы Александра Вампилова «Старший сын», по мотивам которой поставлен спектакль. Фильму «Старший сын» с Леоновым, Караченцевым, Крючковой, Боярским в главных ролях — 45. Он казался единственно возможной и верной интерпретацией замысла Александра Вампилова.

Версия Талгата Теменова, конечно, несколько иная. Она максимально приближена к нынешним реалиям, изобразительные средства иные, много символизма, музыки современной. Летчик — жених Нины (актер Тимур Валиев) намеренно максимально приближен к образу Мимино из одноименного фильма Георгия Данелии, Васенька — старшеклассник, безнадежно влюбленный в даму зрелую, делает селфи с петлей на шее, сама она удивляет зрителей впечатляющими упражнениями по неслыханной в те годы системе йоги…

Но Андрей Сарафанов — все тот же: человек добрейшей души, наивный, бесхитростный, скрывающий от детей, что давно уже не работает в филармонии, а зарабатывает на скромную жизнь, играя на свадьбах и похоронах.

Слова режиссера Талгата Теменова — «В своих фильмах я снимал многих знаменитых, талантливых артистов. Среди них: Нонна Мордюкова, Жерар Депардье. Мне есть с кем сравнивать. Я не знал, что в Кокшетау есть актер такого уровня, таланта» — о нашем любимом актере АОРДТ Викторе Крылове. Он сыграл Сарафанова так, что буквально «мороз по коже» и слезы на глазах. Как же он трогателен, когда изливает душу перед мнимым сыном «Не все сбылось, но прожил… очень, очень…».

Если бы Виктор Крылов не был столь органичен в образе Сарафанова, то трудно было бы понять происходящее на наших глазах духовное перерождение одного из двух молодых людей, случайно оказавшихся в его доме и решивших выдать одного из них за внебрачного сына пожилого человека.

Мы буквально видим, ощущаем, как с Владимира Бусыгина (актер Андрей Радченко) слетают внешние бесшабашность, желание выпить и поесть, как иногда говорят молодые люди, «на халяву», безответственность. Главным оказывается глубоко спрятанная в подсознании тоска по отцу, которого он не знал, нереализованная сыновняя любовь, светлое чувство к «названной» сестре Нине, желание оберегать, защищать семью, ставшую ему не просто близкой, а родной.

«Эксперимент удался». Так можно прокомментировать игру студентов колледжа культуры им. Акана серэ. Талгат Теменов объяснил, что актеры АОРДТ были заняты в других постановках, поэтому к помощи тех, «кто еще не волшебник, а только учится», обратился вынуждено. Но оказалось, что это как раз та ситуация, когда его величество случай сработал во благо. Ребятам предстоит и дальше осваивать специальность «режиссер массовых представлений». Но сценой они уже «заболели». А если к их непосредственности, искренности добавится еще хотя бы частица (поначалу частица) мастерства актеров уровня Виктора Крылова, то они будут радовать зрителя чаще и больше.

«Все будет хорошо. И в доме Сарафановых. И в других, где живут люди одинокие, кем-то непонятые и непринятые. Потому что добро побеждает зло не только в сказках». Вера в это крепла на протяжении всего спектакля. А уж, когда зазвучали аккордеоны и в руках Сарафанова, и «новообретенного сына» Володи Бусыгина, то вера превратилась в убеждение. И пришло понимание того, что спектакль о любви и прощении, о том, как важно быть любимым и понятым. О том, что дом, в котором живут родные не только по крови, но и по духу люди, всегда был и будет символом мироздания.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также