Цифровой подход к финансам

Органам казначейства — 25 лет
В этом году Казначейство отмечает свой юбилей — 25 лет. Созданная в январе 1994 года Указом Президента Республики Казахстан в составе Министерства финансов Республики Казахстан централизованная структура органов Казначейства как звено бюджетной системы страны прошла огромный путь становления и развития.

Формирование казначейской системы Акмолинской области относится к маю 1999 года, когда в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 1999 года № 534 «Некоторые вопросы Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан» территориальные органы казначейства преобразовались в государственные органы, а также путем разделения учреждения «Управления казначейства по городу Астана и Акмолинской области», были созданы госучреждения «Акмолинское областное управление казначейства» в г. Кокшетау и «Управление казначейства г.Астана». Штатная численность Акмолинского областного управления в 1999 году составляла 110 человек. В структуре областного управления было 16 отделов и 18 районных (городских) отделов казначейства. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 24 июня 2004 года №695 Акмолинское областное управление казначейства с августа 2004 года переименовано в департамент казначейства по Акмолинской области.

За весь период деятельности департамент показал себя как перспективно развивающийся финансовый орган. Здесь царит командный дух, сотрудники постоянно работают над повышением профессионального уровня, изучением нормативно-правовых документов не только в сфере бюджетного законодательства. За прошедшие годы коллектив неоднократно участвовал в пилотных проектах Комитета казначейства Министерства финансов, неизменно демонстрируя высокий уровень качества и ответственный подход к выполнению любых задач.

В 2001 году Акмолинское областное управление казначейства стало участником пилотного проекта по внедрению интегрированной информационной системы казначейства (ИИСК), разаботанной на основе программного обеспечения ORACLE. Работники нашего управления принимали участие в тиражировании ИИСК и в других областях страны. Целью системы модернизации стало реформирование системы управления финансовыми ресурсами государства. С этого периода все территориальные подразделения казначейства работают в единой информационной среде, обеспечивая исполнение республиканского бюджета и кассовое обслуживание местных бюджетов. Новая система позволила проводить действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях и принимать обоснованные финансо-экономические решения. Благодаря открытию Единого казначейского счета и разработанному Казначейством механизму, появилась возможность ежедневно отслеживать доходы, расходы, остаток денежных средств по областям и республике в целом. Система фиксирует перечисление бюджетных средств в режиме реального времени и отслеживает их расходование по целевому назначению. Новые инструменты контроля и утверждения документов позволили существенно повысить защиту системы и в целях коррупционной безопасности автоматизировать процесс пакетирования платежей в целом, исключить до минимума присутствие человеческого фактора.

С 2009 года департамент казначейства по Акмолинской области в числе первых стал внедрять электронный документооборот с государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными государственными органами «Казначейство-клиент». Таким образом удалось повысить эффективность взаимодействия Казначейства с обслуживаемыми государственными учреждениями посредством представления современной интегрированной высокоэффективной информационной среды, ускорить процедуру предоставления услуг государственным органам. В режиме самообслуживания государственные учреждения заполняют электронные формы документов. После проверки, согласования и утверждения эти документы автоматически доступны в ИИСК. За счет дистанционного обслуживания увеличена скорость обслуживания, сокращены бумажные, временные и транспортные затраты государственных учреждений, уменьшены административные барьеры. Автоматизирована функция предоставления Комитетом казначейства и его структурными подразделениями данных заинтересованным государственным органам и государственным учреждениям.

Более того, с 2010 года коллектив департамента участвует в проекте по внедрению бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора, на метод начисления (МСФО ОС). Такой переход обусловлен объективной необходимостью, связанной с возможностью выполнения одной из задач, обозначенных Президентом страны, — создание прозрачной и ясной системы управления активами государства. Наш департамент казначейства, как и другие, интегрирован в информационную систему «е-Минфин» для обеспечения максимальной централизованной автоматизации государственных функций Министерства финансов РК. На протяжении последних лет департамент казначейства работает над эффективностью деятельности и качества казначейского обслуживания территориальных подразделений Комитета казначейства Министерства финансов.

Надо отметить, что все перечисленные проекты разработаны на основе лучших технологий и опыта ведущих мировых ІТ-лидеров, отмечены наградами. За внедрение ИИСК Комитету казначейства вручены медаль и сертификат «Программы компьютерного мира за достижения 21 века» Всемирного фонда по присвоению наград в области компьютерных технологий. Проект «е-Минфин» в рамках SAP-форума отмечен двумя наградами в номинации «За успешное внедрение крупнейшего комплексного информационного решения среди министерств финансов стран СНГ» и «За успешное внедрение первого на территории стран СНГ ІТ-решения по стратегическому управлению в государственном секторе».

Как известно, в рамках реализации 98 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ с 1 января 2018 года на уровне сельского округа, села, поселка, города районного значения, с численностью населения более 2000 человек внедряется самостоятельный бюджет местного самоуправления. Департаментом Казначейства проделана большая работа по подготовке районов области к такому переходу. Сотрудники департамента казначейства были включены в состав информационно-разъяснительной группы по вопросу внедрения самостоятельного бюджета органов местного самоуправления и принимали активное участие в проведении семинаров-совещаний для сотрудников акиматов сельских округов. Сегодня в 69 административно-территориальных округах нашего региона внедрен самостоятельный бюджет.

Главой государства в Послании «Третья модернизация Казахстана — глобальная конкурентоспособность» обозначена задача повышения эффективности бюджетных расходов. В рамках ее реализации Комитет казначейства Министерства финансов РК два года назад ввел механизм казначейского сопровождения государственных закупок при строительстве. В пробном режиме Департамент казначейства по Акмолинской области стал ее участником. Суть заключается в том, что после проведенного конкурса государственных закупок, денежные потоки будут сопровождаться органами казначейства от заказчика до конечного поставщика товаров, работ и услуг. Механизм обеспечивает прозрачность платежей, полноту уплаты налогов, контроль качества строительства, целевое использование средств, контроль за казахстанским содержанием.

Сегодня департамент казначейства состоит из 18 районных, городских управлений и 14 отделов, штатная численность 223 человека. Департамент обслуживает 905 госучреждений республиканского и местного бюджета и 47 субъектов квазигосударственного сектора. Кадровый состав — это и молодые, и опытных специалисты. При подведении итогов работы по рейтингу деятельности среди территориальных подразделений казначейства РК департамент казначейства по Акмолинской области неоднократно занимал верхние позиции, среди районных управлений казначейств в лидерах Жаркаинское, Атбасарское, Сандыктауское. Четыре работника нашего департамента занесены в Книгу почета государственных служащих Акмолинской области: Владимир Иванович Кот, Инга Юрьевна Еременко, Алмагуль Какимовна Искакова, Гаухартас Сейтбаталовна Садыкова.

Нашему коллективу удалось многого достичь, и мы уверены, что над решением новых задач Главы государства все органы казначейства будут работать максимально результативно.

Сансызбай БЕЙСЕНОВ,
руководитель департамента казначейства по Акмолинской области.

Читайте также