Наша сила — в единстве!

«Личности Независимости: Наследие. Уроки. Историческая преемственность» — тема состоявшейся в КГУ им. Ш. Уалиханова научно-практической конференции, прошедшей по инициативе управления внутренней политики и ОО «Ел бірлігі».

Открыла конференцию руководитель управления внутренней политики Гульжанар Шукеева, тепло и сердечно поздравив собравшихся с предстоящим главным праздником страны — Днем Независимости. Она поблагодарила за участие в форуме ученых, приехавших из Астаны и Алматы.

Было отмечено, что за годы Независимости благодаря мудрой политике Лидера нации проделана большая работа. Создав современное прогрессивное государство с динамично развивающейся экономикой, мы обеспечили мир и общественное согласие.

— Нация, которая не ведает своей истории, рискует уйти в небытие, — акцентировала внимание Г. Шукеева. — А казахи — это народ, который не только пережил тысячи испытаний, но и сохранил свою идентичность, самобытность, язык, традиции и культуру. А также оставил за собой одну из крупнейших в мире территорий и восстановил свою государственность. Сегодня казахов могло быть намного больше, и по количеству населения мы могли бы соревноваться с многочисленными народами мира, но жителей многонационального Казахстана всего 18 миллионов. И каждый из нас должен понимать, что те, кого нет рядом с нами, это жертва нашего народа во имя сохранения нации. Это тысячи известных и неизвестных героев, о которых мы должны помнить, чтить их память, сохранять и приумножать бесценное наследие, которое они нам оставили. При этом не следует забывать, как неустанно наставляет Елбасы: «Наша сила — в единстве!».

Модератор конференции, руководитель ОО «Ел бірлігі» Бакыт Смагул сообщил, что на днях увидела свет книга профессора кафедры казахской литературы ЕНУ им. Л. Гумилева, д.ф.н. Сагымбая Жумагула «Алаш» об интеллектуалах одноименного движения и предоставил ему слово.

Доктор наук рассказал об авторе величайшего произведения «Оян, қазақ!» — поэте, писателе и общественном деятеле Мыржакипе Дулатове. Первое его стихотворение было опубликовано в казахской газете «Серке», выходившей в г. Санкт-Петербурге. А сборник («Проснись, казах!») выпущен в Казани в 1909 году, послужив манифестом-обращением казахской интеллигенции в начале XX века к народу. Весь тираж книги был уничтожен, а автор заключен в тюрьму. Однако М. Дулатов активно продолжал свою литературно-публицистическую деятельность. В г. Оренбурге издал произведения «Бақытсыз Жамал» (1910), «Азамат» (1913), «Терме» (1915). В них ратовал за науку и образование. «Несчастная Жамал» — первый роман о будущем свободной казахской женщины. Вместе с Ахметом Байтурсыновым издавал общественно-политическую газету «Казах», которая просуществовала до октября 1918 года. В 1916-ом выступил против царского указа о призыве казахов на тыловые работы и организовал первый фонд помощи голодающим «Жанар» в г. Семипалатинске. Написал программу партии «Алаш Орда». В 1922-1926 гг. преподавал в Казахском народном институте просвещения в Оренбурге, работал в судебных организациях Петропавловска, Семипалатинска и органах печати в Кызылорде. В 1928 году Дулатов был арестован ОГПУ и через два года приговорен к расстрелу, который позднее заменили на 10 лет лагерей. В Соловках он тяжело заболел и 5 октября 1935 года скончался. Реабилитирован в 1988 году. В сентябре 1992-го перезахоронен в родном ауле в окрестностях Торгая.

Профессор С. Жумагул отметил, что в 1907 году способствовал открытию в Санкт-Петербурге казахской газеты «Серке» и оказывал ей финансовую поддержку наш знаменитый земляк Шаймерден Кос-шыгулов. Своими воспоминаниями делился его внук Ерик Абдрашидулы.

Ш. Косшыгулов, 1874 г.р., уроженец аула Когам Енбекшильдерского района Акмолинской области. Учился у Науана Хазрета и в Бухарском медресе. В 1903 году за распространение листовок в Кокчетавском уезде против колониальной политики России (аграрной, переселенческой реформ и насильственной христианизации казахов) был сослан в Якутию. Вернувшись на родину, в январе 1906 года избирается делегатом II Всероссийского съезда мусульман, а через год депутатом I Государственной думы. Являясь членом ЦК «Союза Российских мусульман», участвовал в создании приказов, касающихся политической сферы, учебы и религии. Депутатом II Государственной думы избирался от мусульманской фракции. Занимался просветительством, религией, обучал детей. В 1917-1919 годах Ш. Косшыгулов не остался в стороне от движения Алаш. За это подвергался преследованиям со стороны Советской власти. Его, измученного политическими гонениями, в 1931 году арестовало ГПУ и отправило в ссылку. Через год Ш. Косшыгулов умер от голода вблизи ст. Марияновка, недалеко от Омска. Останки его перезахоронены внуком в ауле Когам. Имя Шаймердена Косшыгулова носит не только местная СШ, но и школы в городах Астане, Кокшетау, Степняке и других населенных пунктах.

В своем докладе «Елбасы: «¥лы Даланың жеті қыры» проректор по социальной и воспитательной работе КГУ им. Ш.Уалиханова, к.и.н. Аманбай Сейткасымов проинформировал, что ученые их вуза только за последние годы выпустили шесть книг о выдающихся личностях страны, родившихся на Акмолинской земле. Впервые в республике открыта кафедра «Рухани жаңғыру». Со дня опубликования статьи Президента «Семь граней Великой степи» проводится третья по счету научно-практическая конференция. Этой теме посвящены несколько брифингов для журналистов, в СМИ увидели свет 17 материалов, скорректирована учебная программа студентов. Докладчик с гордостью говорил о Ботайской культуре, открытой казахстанским ученым-археологом Виктором Зайбертом.

— На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, их выращивали на мясо. Но самое главное — лошади связывали земные пространства: без них невозможно было бы возникновение первых империй, — процитировал он строки из книги известного российского ипполога Веры Курской «История лошади в истории человечества».

Интересно было узнать,  что в книге Айдархана Шабданулы и Амиржана Шалтыкова «Ботай баба» описываются события конца XVIII — середины XIX веков. Из нее следует, что человек, давший название всаднической культуре, и чье имя носит село в Айыртауском районе СКО, был образованным гражданином, авторитетным бием и кажы своего времени. Его отец Досан батыр — соратник хана Абылая. Самый младший сын Ботая — Кенжебек — погиб смертью храбрых при взятии Кенесары Касымовым Акмолинской крепости. Над сбором данных сведений работали многие ученые, немал вклад и сельского учителя истории Еслямбека Закириянова.

Настоящим мастер-классом для аудитории стало профессионально выверенное в педагогическом отношении выступление заведующей отделом грамматики Института языкознания им. А. Байтурсынова, д.ф.н. Орынай Жубаевой. В ее докладе «Традиции и преемственность в развитии казахского языка» речь шла о величии и актуальности литературного и лингвистического наследия интеллектуалов «Алаш» Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймаутова и других. Орынай Сагингалиевна ответила на многочисленные вопросы из зала, большей частью касавшихся перевода казахского алфавита на латинскую графику.

Глубоко содержательными были доклады профессора Сагымбая Жумагула — «Государственный деятель Жумабек Ташенов и идеология страны Советов во второй половине XX века», главного научного сотрудника Института культуры и духовного развития «Алаш» ЕНУ им. Л. Гумилева, к.ф.н. Кайырбека Кеменгера — «Историческое значение деятельности движения «Алаш» для регионов страны», старшего преподавателя КГУ им. Ш. Уалиханова, магистра гуманитарных наук Талапкера Уалиева — «Алаш и советизм: причины и последствия политико-идеологической борьбы».

Марат НУРСЕИТОВ.

Читайте также