В. Холин: «Продолжаю работать»

Край родной
Выход в свет статьи Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» в Державинске совпал с проходившей в районном ДК выставкой кокшетауского фотомастера Владислава Холина. Это не случайное стечение обстоятельств. Портретист давно живет и творит, углубившись в эту тему. А личные открытия охотно предлагает на всеобщее обозрение. Это — как песня, требующая воли, как стих, ищущий сокровенные струны душ.

Свою статью «Семь граней Великой степи» Глава государства Нурсултан Назарбаев начинает словами: «Пространство — мера всех вещей, время — мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история. И это не просто красивый афоризм». Вот и Холин не измеряет свой труд красивым (во всех смыслах) снимком. Внимательно исследует смычку пространства и времени своим фотоаппаратом, как микроскопом. Он выхватывает своей камерой все наиболее значимое из мира вещей, запечатлевает его в таком ракурсе, чтобы событие в наших глазах приобретало ценность не только на момент фотографирования, а чтобы оно не утрачивало своей актуальности и в будущем, чтобы представало перед глазами любого зрителя ярким явлением в развернутом виде. Кадры Холина и есть сама наша история.

В день открытия экспозиции фотомастера в ДК проходило чествование передовиков производства по случаю празднования Дня работников сельского хозяйства. Местные репортеры со стороны внимательно наблюдали за народом, скапливающимся на торжественное собрание, выце-ливали своими объективами кадр — тот единственный, неповторимый. Холин не ждал, когда удача сама придет: то у сцены вынырнет, то в толпе около хлебного каравая пропадет.

Сменный объектив, впопыхах засунутый в карман брюк, явно стеснял его движения: «Подержи, пожалуйста» — небрежно протянул недешевую вещицу, и опять растворился в только ему известном направлении. Когда все уселись в кресла и приготовились слушать торжественные речи, Холин немного поостыл, но все еще пытался за официальными масками на лицах разглядеть индивидуальные особенности моих земляков.

«Посмотри, как получилось», — Владислав Михайлович начал листать на экране фотоаппарата только что отснятые кадры. — Не-е. Сейчас. Опять не то. А, вот!». «Послушайте, так я хорошо их знаю — сразу скукоживаются, только достанешь фотоаппарат. А Вам как удалось? Что им сказали, или показали?» — выпытывал секреты у мастера. «Да это неважно», и он радовался, прямо как младенец новой погремушке — звучной и яркой, будирующей всех вокруг.

—  Извините, Владислав Михайлович, хочу спросить не вполне корректно: Вам идет уже девятый десяток, а…

— Да! Не знаю, сколько мне осталось, а я все продолжаю снимать. Точно так («Продолжаю снимать») называется мой фотоальбом, который издал в 2016 году кокшетауский «Мир печати» к моему 80-летию. Смотрел? Там тоже есть снимки из Жаркаинского района. Но в Державинск я привез большую коллекцию — вон она еще не распакована. А на стенах фойе районного ДК лишь некоторые, всем здесь места не хватит.

Эти «некоторые» жаркаинцам известны не только из республиканской и мировой печати, интернета. Например, к этому фото у местной публики отношение такое же, как во французском Лувре к «Джоконде». Вот только Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи хранит в себе неразгаданную тайну, а бабушка на портрете из фотоаппарата Владислава Холина словно расплескивает всему свету энергию цветущую ковылем степи, как шашу по доброму, щедрому нашему обычаю. Библиотекарь из села Пятигорское Ирина Верхошинская признается: «Впервые работу Владислава Холина «Родная степь» я увидела в газете «Казахстанская правда». Обратила внимание, как удивительно точно и образно автору удалось передать гордость за родной край. Я знаю, что фотограф запечатлел Бижамал Жуманкызы Шакирову из нашего села, которая выстрадала Победу в Великой Отечественной, радовалась находкам знакомого геолога (будущего академика) Каныша Сатпаева, изучавшего полезные ископаемые в нашей местности… Она хотела собрать все свои воспоминания для книги. В образе, запечатленном Владиславом Холиным, каждый видит отражение своего, личного. Меня он вдохновил написать одним порывом стихотворение, которое так и назвала «Я в восторге!». Хотелось высказаться о том, как красив наш край и сказочно богат. Свою пробу пера отправила на суд своей подруге, тюменской поэтессе Ольге Молодцовой — мы с ней когда-то вместе учились в Алмаатинском техникуме связи, она жила в Казахстане. Письмо с фотографией «Родная степь» взволновало и ее: она свое стихотворение написала. Прислала постскриптум с укором, почему я раньше не поделилась сокровенным — Ольга не успела вовремя отправить в издательство это новое творение, а ее поэтический сборник уже выходил из печати. Вот сейчас вместе с ней ждем новой книги, где подруга хочет рассказать о нашей степи, о людях, которые здесь живут, о наших ценностях, которые берегут земляки, обосновавшиеся по разным причинам на просторах всей планеты. Теперь можете себе представить: я вижу в Державинске это самое фото в оригинале, и живого автора при нем!». Из узнаваемых портретов этот для жаркаинцев не единственный, конечно. Во время выставки за своей спиной нечаянно услышал:

Смотри — смотри! Это же девчата из худсамодеятельностиі

— Правда…А как снято! В сравнении с нашими, звезды мировой эстрады «отдыхают»!

Местный колорит имеет значение. От того зрители и «щелкают» выставку своими фотоаппаратами. Те, кто не стесняется, о чем-то расспрашивают «мэтра фотожурналистики». Вот с ним шепчется депутат Акмолинского областного маслихата Виталий Камышанский. Холин ему в ответ достает из своих загашников объемную пачку снимков: «Пересмотрите. Может, найдете». По-дружбе я потом поинтересовался у Камышанского: «Что особенное искал, Петрович?» — «О-о! У него много интересных фотографий, где «без трибуны», «без галстуков». Как-то он поймал момент, как мы откровенно беседовали на лавочке у дома с первоцелинником Василием Ивановичем Мозолевским. Кажется, мне тогда даже за кое-что перед старожилом оправдываться пришлось». Для Холина, как выяснилось, не суть беседы тогда была важна, а повод запечатлеть мгновение живого разговора представителей двух поколений: один сюда в 1954 году по путевке приехал и считает степь с пашней родиной своей, а другой (в том же 1954 году!) на этой родине родился, продолжает жить и работать, где первые борозды прокладывали.

Одна из выставок Владислава Михайловича в областном центре называлась «История — наша профессия». Это название для выставки в Державинске тоже подходило: в истории, как в своей профессии — работники культуры, библиотечной системы, архива. Все они побывали на выставке и работают над важной темой: создание местного историко-краеведческого музея, входят в его общественный совет. Совет возглавляет секретарь районного маслихата Улболсын Ахметова: «Приезд Владислава Михайловича в Жаркаин — это «три в одном». Выставка — само собой разумеется. Во-вторых, он передает часть своего фотоархива нашему будущему музею. В-третьих, Холин у нас в творческой командировке: участвует в подготовке к изданию (уже третьего с его участием) фотоальбома о наших тружениках, истории родного края».

В сказанном Улболсын Ахметовой читается цитата из пророческих высказываний Президента Нурсултана Назарбаева: «Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее — вот залог успеха нашей страны». (Из статьи «Семь граней Великой степи»).

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

г.г. Кокшетау — Державинск.

Фото автора.

Читайте также