Второму технопарку — быть

Инновационные проекты
Центр внешкольной учебно-воспитательной работы «Арман» Бурабайского района открывает собственный технопарк. Он представляет собой инновационную модель дополнительного образования, а его появлению регион обязан поставленной задаче из Послания Президента о необходимости на базе дворцов школьников создать сеть детских технопарков со всей инфраструктурой.

«Техноград» инновационный, профориентированный

Сегодня такие объекты, которые, по словам Главы государства, помогут успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно — технологическую среду, в Акмолинской области единичны. Первый детский технопарк «Кванториум» этим летом открылся в Кокшетау. А в г.Щучинске к реализации двухгодичного проекта приступили с начала этого года. Этот инновационный, уникальный проект поддержан районными исполнительными органами, которые выделяют для него из местного бюджета почти 17 млн тенге.

Будущий технопарк Бурабайского района, который назвали «Техноград», по словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе центра «Арман» Натальи Ларионовой, будет отличаться. Помимо развития технического творчества у детей, работу построят и по многим другим направлениям с уклоном в профессиональную подготовку школьников. Еще весной педагоги прошли курсы повышения квалификации по организации технопарков, изучили передовой опыт по созданию кружков технического творчества нового формата. Это организаторская, фундаментальная часть дела. А из практического, прикладного — кабинет робототехники. Он уже открыт, и с сентября его посещают 30 щучинских мальчишек и девчонок.

— Только два месяца, как мы с ребятами начали осваивать инновационное творчество, — рассказывает Талгат Закрин, педагог кабинета робототехники. — Сейчас у нас есть пять наборов для конструирования разнообразных моделей робота. Но популярность кружка у детей большая, основы робототехники хотят постичь много ребят. Поэтому наш кабинет будет расширяться, ждем еще столько же комплектов. Как только их приобретем, будем продолжать набор. Детям, на самом деле, очень интересен этот предмет, увидеть результат своей работы: настоящего робота, который будет выполнять заданные функции, -это то, ради чего они и идут сюда. А моя задача, как руководителя, научить ребят программировать собранные модели, научить детей научно-технически мыслить.

Доступность кружка по робототехнике — одна из отличительных особенностей центра. Занятия здесь проходят на бесплатной основе, тогда как в городе, говорит Талгат Мухтарович, такое дополнительное образование стоит немалых денег. Вне всяких сомнений, работа кабинета дает щучинским ребятам возможность развиваться в новом, перспективном формате. Для кого-то этот опыт станет ключевым при выборе будущей профессии — инженеров, программистов, изобретателей. Но совершенно очевидно, что все посетители кружка получат дополнительные знания, умение творчески думать и работать в команде.

Новые подходы к самоопределению

Инновационные подходы к профессиональному самоопределению детей предусмотрены другим направлением, которое носит название «Город профессий».

—  У нас уже разработаны программы элективных курсов, с помощью которых школьники смогут узнать о многих профессиях, получить первый опыт, сделать для себя точные выводы. Для этой работы мы привлекаем не только высококвалифицированных педагогов, но и профессиональных психологов. Вместе они будут работать над тем, чтобы дать учащимся как можно больше информации о требованиях профессий к человеку.

Посредством такого метода психодиагностики и профориентационного тестирования, руководство намерено помочь каждому ребенку максимально раскрыть и использовать свой потенциал. И эта задача стала созвучна с новым поручением Главы государства, которое он дал в нынешнем своем Послании. Речь идет о необходимости уже в средней школе проводить профессиональную диагностику детей.

Одно из других направлений будущего технопарка — промышленный дизайн, то есть художественное проектирование предметов любой модификации и любого назначения. Развитие этого направления сегодня очень востребовано на рынке массового производства, поскольку готовые модели будущих объектов позволяют наглядно посмотреть на них, выявить недостатки еще на стадии разработки. Промышленный дизайн неразрывно связан с 3D-моделированием, а значитаприори подразумевает развитие технических способностей.

Через обновление к развитию

Определиться с будущей профессией, испытать себя в деле бурабайским ребятам помогают также кружки и курсы профессионально-технического образования центра «Арман», их более 10. Но уже давно назрела необходимость переоснащать, покупать новое оборудование для технического обучения ребят. Как и в любом эволюционном процессе, в котором что-то превращается в атавизм, либо рождает потребность в чем-то новом, так и в учебном процессе центра сложилась ситуация, диктующая свои правила. Контингент ребятишек, которые посещают кружок технического мастерства «Арго», базирующегося на наследии существовавшей ранее станции юных техников, значительно помолодел, констатирует Наталья Валерьевна. Сейчас его постоянные члены — школьники младшего звена, хотя еще несколько лет назад здесь отбоя не было от ребят подросткового возраста.

«Старше пятиклассников в клуб сегодня мало кто ходит. Самым маленьким еще интересно работать с молотком, рубанком, вытачивать и выпиливать детали на модели транспортных средств, а потом собирать их. Те же, кто постарше, имеют уже другие увлечения. Мир стремительно развивается, молодежь вместе с ним. Тем не менее навыки работы с инструментами, на станочном оборудовании, покраски, шлифовки, особенно у будущих мужчин, должны быть. Это пригодится не только в быту, но и если выбор профессии падет на техническую специальность. Помимо того, работа в нашем направлении помогает привить много полезных качеств — точность, аккуратность, дисциплину, то что так необходимо для полноценного технического развития», -делится мнением мастер производственного обучения Виктор Кузьмин.

— Проект детского технопарка предусматривает и инфраструктурное обновление кружков, — добавляет Наталья Валерьевна. — Мы планируем приобрести современное оборудование, автоматизированные станки с программным обеспечением, которые помогли бы привлечь больше молодежи к освоению технических специальностей, а также повысить уровень этих знаний и навыков. Кроме того, мы наметили обновление базы нашего картинг-клуба, работающего с незапамятных времен на устаревших моделях. Педагоги и ребята давно просят современные микроавтомобили «карт» заводского исполнения, которые в дальнейшем, например, в работе автослесаря, позволят им быть более конкурентоспособными.

Работа с молодежью приоритетна

Огромное значение деятельность центра «Арман» имеет и по другим направлениям работы с молодежью, поставленным руководством страны в приоритет. В их числе — развитие спорта, школьного туризма, лидерского движения и детско-юношеских организаций, а также военно-патриотического воспитания.

Кружок спортивного туризма со своим скалодромом работает в центре совсем недавно, но интерес к нему огромный. «Около 30 ребят уже который год набирается на курс, — рассказывает педагог дополнительного образования Наталья Матвеева. — Мы совершаем походы выходного дня. Разработан недельный маршрут по озерам курортной зоны. Его протяженность около 110 километров, он относится к первой категории сложности. Командный дух, взаимовыручка, навыки выживания в экстремальных условиях — это главное, что формируется в характере ребят. И, главное, школьный туризм способствует экологическому воспитанию, дает новые знания о родной земле».

Сильно развито спортивное отделение центра, в нем сегодня насчитывается 26 кружков. Больших успехов добиваются воспитанники центра в национальных играх. По тоғыз құмалақ спорстмены «Армана» считаются одними из лучших в районе и области, есть чемпионы республиканских соревнований. Популярны занятия по казак күресі, которые посещают более 70 детей. Работает шахматный клуб.

Более 5000 подрастающих бурабайцев состоят в детско-юношеском движении «Жас ¥лан», курируемом центром. Дебетный клуб «Армана» содержит три лиги, на трех языках: казахском, русском и английском. Действует клуб «Надежда» для детей с особыми педагогическими потребностями. Социализацией таких детей занимаются в центре постоянно. 16 ребят регулярно выезжают на экскурсии, культурно-досуговые мероприятия, спортивные занятия. Созданы детская общественная приемная и научное общество учащихся.

Районная цитадель дополнительных знаний

Центр внешкольной учебно-воспитательной подготовки «Арман» на сегодня в своей сфере считается одним из самых крупнейших и успешных в Акмолинской области. Организация занимает лидирующее место в системе детского технического творчества всего региона. Своей деятельностью центр охватывает более 1700 щучинских детей в возрасте от трех до 18 пет. В учебный и воспитательный процесс вовлечены 53 педагога, 43 из них — с высшим образованием. Действуют 64 кружка и курсов профессиональной подготовки, среди которых курсы машинистов котельных установок, медицинской сестры, «автодепо», электросварочного мастерства. Профессиональное обучение здесь проходят как школьники, так и студенты, работающая молодежь, которые заинтересованы в получении специализации для трудоустройства.

— С момента создания «Армана», это был 2005 год, главная наша цель заключалась в создании единой организации, которая стала бы стержнем всего дополнительного образования в районе. Спустя 13 лет, — говорит Наталья Ларионова, — можно уверенно заявить, что свою задачу мы выполнили. Центр является координатором всех внешкольных мероприятий. У нас работают четыре больших отделения: профессионально — техническое, художественно — эстетическое, социально — педагогическое и спортивное. В отдаленных частях города открыты дворовые клубы, при которых также действуют спортивные и развивающие кружки. Спортивные секции имеются почти в каждом селе района. У центра большие планы на дальнейшее развитие. Нет проблем с идеями, и есть поддержка местных властей. В таком тандеме мы и продолжим выстраивать эффективную систему дополнительного образования детей, которая будет отвечать всем требованиям современности и решать задачи, поставленные перед педагогами страны Главой государства.

Алёна ЕРИНА.

Фото автора.

Бурабайский район.

Читайте также